Маргарита Тимонова
Использование игр в обучении детей дошкольного возраста финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игр в обучении детей дошкольного возраста финансовой грамотности.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему: «Использование игр в обучении детей дошкольного возраста финансовой грамотности».
Публикация «Использование игр в обучении детей дошкольного возраста финансовой грамотности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
«Деньги-это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте», сказал всемирно известный педагог и писатель А. С. Макаренко.
Обучение детей дошкольного возраста финансовой грамотности. Почему это так важно?
В «Национальной стратегии повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система. Ускорение процесса глобализации и появление спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.
Стратегия повышения грамотности в РФ на 2017-2023 годы, утверждения распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года, это:
-Финансовая грамотность;
- Финансовое образование;
-Основы финансово-грамотного поведения.
Цель этой стратегии в ДОУ:
Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи для решения поставленной цели:
1. Научить детей правильному отношению к деньгам и способам их зарабатывания, а также разумного их использования;
2. Формировать нравственно-экономические понятия: бережливость, щедрость, экономность, щедрость и т. д. ;
3. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
В МКДОУ «Детский сад №2» ИГОСК для ознакомления дошкольников с финансовой культурой используем такие формы работы :
Беседы на экономическую тематику;
Художественно-эстетическую деятельность;
Чтение художественной литературы;
Игры на развитие познавательной деятельности.
Самой эффективной и результативной формой работы является игровая деятельность. В игре формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. В игре ребенок свободно проявляет свою инициативу, самостоятельность, развивает организаторские навыки, стремится к достижению цели.
Одной из форм игровой деятельности по экономическому воспитанию является дидактическая игра.
Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. В дидактических играх «Кто кем работает?», «Конфетки и монетки», «Что в кошельке?», «Семейный бюджет», «Что можно купить за деньги?»,«Кто собрал больше монет?», «Нади пару» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Например:
Игра «Кто кем работает?»
Цель этой игры :научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.
Игра «Найди пару»
Цель: Закрепление умений детей различать и сравнивать изображения.
Материал для игры: карточки с изображением кошелечков с купюрами разных стран.
Правила игры:
Количество игроков 1-4.
Детям предлагается взять один кошелек с изображением купюры и подобрать к нему пару.
Игра «Что дешевле что дороже?»
Цель : расширить представление о видах товаров, об их классификации, закрепить знания о приблизительной цене товаров, об их соотношении.
Материал: две карточки для классификации товаров на две группы "дороже" и "дешевле"; четыре карточки знаков неравенства; карточки-товаров, среди которых товары следующих категорий: товары для творчества, овощи, фрукты, игрушки, мебель, книги, одежда, транспорт.
Правила игры:
1) Разложить карточки-товары на две группы:
-товары дорогие
-товары недорогие;
2) Разложить карточки-товары в порядке возрастания цены;
3) Разложить карточки-товары в порядке убывания цены;
4) Используя знаки неравенства, дети раскладывают по две карточки и определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
Игра «Что можно и что нельзя купить»
Цель: развивать логическое, экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.
Материал: карточки с предметами и явлениями.
Правила игры:
Количество игроков 1-2.
Вариант 1. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе разрезанные карточки и предлагает выбрать сначала изображения, предмет на которых можно купить. Затем рассматриваются оставшиеся карточки, ребенок объясняет, почему их не купил.
Игра «Монеты и банкноты России»
Цель: формирование представлений о понятиях «деньги», «монета», «банкнота». .
Игра «Кто собрал больше монет»
Цель: развитие умения сравнивать количество предметов в пределах пяти.
Материал: карточки с дорожками.
Правила игры:
На игровом поле ребенок пальчиком ведет по дорожке, попутно считая, сколько монет нашел мальчик/девочка. Затем озвучивает результат и сравнивает, кто собрал больше.
Игра «Конфетки и монетки»
Цель: дать детям представление о деньгах и их функциях; закрепить представления детей о ценах и покупках; формировать в детях навыки рационального использования денег.
Материал: карточки с картинками товаров и их ценой и карточки- монетки.
Многофункциональный материал. При помощи этого дидактического материала дети знакомятся с номиналом монет. Учатся подбирать разные варианты монет, чтобы получилась цена товара.
Также это пособие можно использовать как наглядный материал для знакомства детей с видами магазинов : продуктовый, книжный, магазин игрушек, одежды, канцтоваров и т. д.
Я использую этот материал не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Ребята с удовольствием самостоятельно играют в магазин, подбирают количество монет, чтобы оно соответствовал цене товара.
Я использовала этот материал и при знакомстве детей с бюджетом. Детям был предложен список покупок и определённое количество монет. Задача детей определить все ли они смогут купить из этого списка с данным количеством монет.
Интересный дидактический материал, который можно использовать и как наглядный, и как самостоятельную игру.
Еще одна игровая форма обучения детей финансовой грамотности – физкультминутки.
Особое место в экономическом воспитании занимают игры, которые создают сами дети. Это сюжетно-ролевые игры.
Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентированию в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать эффективной социализации детей и усвоению программного материала. В процессе сюжетно-ролевой игры дети приобретают такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца. У детей возникает интерес к деньгам как к социокультурному феномену, осознаются правила честного отношения к ним. И, самое главное, грамотно организованная работа будет способствовать формированию успешной личности в будущем.
Например,
Сюжетно-ролевая игра «Банк»
Цель: расширять первичное представление детей о банке и проводимых в нем операциях (вклады, займы, обмен валют, выдача зарплат, оплата коммунальных и прочих услуг).
Основа сюжета игры - деятельность банка как учреждения.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Цель: расширить представления о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир – продавец продает их, зав. аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств; уметь распределять роли, избегая конфликты; уметь одновременно и одинаково, последовательно осуществлять игровые действия, согласовывать их.
Для обучения детей финансовой грамотности игра
«Копилка»
Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.
Материал: «копилки» и монеты разного достоинства.
Правила: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.
Игра «Наоборот» - словесный метод обучения дошкольников финансовой грамотности
Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
Материал: подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)
Правила: воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
«Доход-расход»
Цель игры: Ознакомление детей с понятием семейный бюджет и его планирование. Объяснить детям понятия: доход-это получение денежных средств; расход - это затраты на определенные товары и услуги.
Мама получила зарплату- доход
Бабушка заболела- расход
Выиграла приз -доход
Потеряла кошелёк -расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход ит. д.
Сюжетно- ролевая игра «Магазин»
Цель: формирование у детей уверенности, умение общаться с окружающим миром. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли.
Таким образом, можно сделать вывод.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Ребенку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать это за него.
Спасибо за внимание!