Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет

Юля Горяева
Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет

Использование игровых пособий

по технологии ТРИЗ с детьми 4 -5 лет. Горяева Юлия Владимировна

воспитатель МБДОУ 52

В современном мире требования к детям дошкольного возраста постоянно меняются, т. к. происходят изменения во всех областях жизни. В образовательной области стоит задача воспитания личности творческой, способной нестандартно мыслить, делать креативные выводы, строить замыслы. Это не простая задача и начинать её выполнение нужно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст особенный, т. к. именно в нём происходит формирование творческого потенциала.

ТРИЗ – технология, адаптированная к дошкольному возрасту, позволяет реализовывать поставленные цели и развивать в ребёнке навыки сильного мышления, управляемого воображения, раскрывать творческий потенциал. Именно ТРИЗ предлагает педагогам технологию работы для развития этих качеств.

Для внедрения технологии в группе детей пятого года жизни, использовались игры, ситуативные беседы, чтение художественной литературы, проблемные моменты в повседневной жизни.

В начале работы, совместно с родителями были созданы дидактические материалы. В процессе освоения детьми технологии ТРИЗ родители принимали участие в сборе информации, создании тематических альбомов.

Первое пособие для игры «Бусинки», разработано для знакомства с признаками предметов. Совместно с детьми мы изготовили «бусинки» и собрали их в «ожерелье». В центре – самая крупная бусина с карманом для размещения предмета – карточки. На остальных – схематические изображения имён признаков: цвет, форма, размер, части, количество, звук. В процессе изготовления пособия познакомились с понятием «признаки» и их схематическим отображением. После создания игры, дети научились описывать предметы, опираясь на признаки. Для развития мышления работали над составлением загадок, называя только признаки предмета. Для обогащения словарного запаса детей упражнялись в подборе слов – антонимов по признакам объекта.

На втором этапе знакомства с ТРИЗ – технологиями работали над созданием «Волшебной книги сказок», используя приёмы «морфологического анализа». Этот приём позволяет развивать фантазию детей, коммуникативные навыки, творческое мышление и его подвижность. С помощью родителей были изготовлены домики, в которых «живут» карточки – подсказки. В первом живут цвета, во втором - размеры, в третьем - формы, в четвёртом - характеры (смайлики, в пятом - причёски, в шестом – места обитания. С помощью домиков составлялся словесный портрет сказочного персонажа, а затем рисовался совместно с родителями. Когда накопилось достаточное количество портретов – персонажей, была придумана сказка с их участием. Распечатанный текст сказки с иллюстрациями оформили в книгу. В дальнейшем планируется пополнение книги «волшебными стихами».

Ещё одна разработанная игра «Добрый и злой волшебники». «Добрый волшебник» называет положительные свойства объекта, «злой» - отрицательные. Затем «добрый волшебник» с помощью детей «превращает» минусы в плюсы, чтобы получился идеальный конечный результат. Например, детьми был придуман стакан для воды с подогревом и встроенным фонтанчиком для мытья изделий.

В данный момент проводится работа по знакомству с противоречиями. В режимных моментах, в течение дня ставится творческая задача, которую необходимо решить. Например, одна из них – «как помыть аквариум, чтобы не погибли рыбки». За основу был взят алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А.Сидорчук:

Шаг 1 – наблюдение за рыбками и состоянием аквариума

Шаг 2 – постановка задачи – помыть аквариум

Шаг 3 – формулировка противоречия – рыбки погибнут без воды

Шаг 4 – идеально – конечный результат – аквариум самоочищается

Шаг 5 – выявление ресурсов объекта – отсадить рыбок и выполнить работу, вычерпать часть воды, помыть стенки аквариума и добавить чистую воду

Шаг 6 – формулировка подзадачи – куда отсадить рыбок

Шаг 7 – рефлексия – какую решали задачу и как справились с ней

В процессе решения творческой задачи у детей расширяются представления об объектах окружающего мира; развивается, и обогащается словарь (умение давать разные варианты ответов); развивается умение обобщать, сравнивать и проводить аналогии.

В последующем запланирована работа по знакомству детей с ТРИЗ, соответствующая возрасту. А также проведение специальных занятий, основанных на технологиях ТРИЗ, по всем видам образовательной деятельности. Планируется семинар – практикум для родителей с целью повышения заинтересованности и активизации взаимодействия их с педагогом.

Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет
Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Педагогический совет (деловая игра) «Современный подход к познавательно-речевому развитию дошкольников» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связной речи через активные.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование игровых пособий по технологии ТРИЗ в работе с детьми 4–5 лет
Опубликовано: 6 января 2015 в 20:30
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Всемирный день моря

Экологический праздник ООН Международный день моря отмечается с 1978 года, в один из дней последней недели сентября. Он привлекает внимание мировой общественности к недопущению загрязнения морских вод,...

23 сентября. День рябины

Царице осеннего леса, красавице-рябине, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку больше о рябине и пополнить творческий...

Фотоотчёт о неожиданной встрече с ежом на прогулке
Цель: расширение и уточнение знаний детей о еже. Задачи: - развивать тактильные ощущения; - развивать наблюдательность; - воспитывать любознательность и...
Отчет по самообразованию на тему: «Использование игровых мотивационных ситуаций при...
В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента в работе...
Дидактическое пособие «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра»
Дидактическое пособие Характеристика дидактического пособия «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» Сенсорные дорожки позволяют использовать...