Получи документы

Использование ИКТ при взаимодействии педагогов ДОО с родителями

Бороха Ольга Ярославовна
Использование ИКТ при взаимодействии педагогов ДОО с родителями

Одним изважных требований ФГОС ДО является взаимодействие с семьями воспитанников и вовлечение семей в непосредственно образовательный процесс.

Положительный результат может быть достигнут в рамках единого образовательного пространства, при сотрудничестве педагогов детского сада и родителей на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга и будет способствовать усилению их взаимоотношений.

Публикация «Использование ИКТ при взаимодействии педагогов ДОО с родителями» размещена в разделах

Проанализировав работу с родителями в нашем детском саду, мы увидели, что традиционные формы работы дают малый результат: родители не понимают своей воспитательной функции и не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду; педагог для них выступает в роли информатора о жизни ребенка в детском саду.

Было принято решение о необходимости нововведений в сотрудничестве с родителями. Была разработана и внедрена система работы для активного включения родителей в жизни детского сада, что позволило нам рассмотреть работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ. В связи с этим встал вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей «Родитель – Ребенок - Педагог» и одной из главных задач стало – вовлечение родителей в педагогический процесс. Был разработан проект «Мы вместе», его целью стало повышение медико-психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в процессе вовлечения родителей в образовательную деятельность, в управление качеством образования детей через общественно – государственные формы управления, повышение качества воспитания и развития детей за счет связей «Педагог - ребенок – родитель».

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей (законных представителей) в воспитании и образовании детей, для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка.

2. Вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ. Привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в жизнедеятельности детского сада и воспитанников.

3. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей (законных представителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.

4. Повышение уровня знаний, умений и навыков педагогов в области сотрудничества с семьей, а также своего профессионального уровня в вопросах здоровьесбережения и практических навыков двигательной деятельности дошкольников.

5. Изменение позиции родителей (законных представителей) по отношению к деятельности МБДОУ.

6. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье, повышая медико – психолого – педагогическую компетентность родителей в понимании значимости здорового образа жизни в воспитании здорового ребенка.

Реализовывая проект «Мы вместе», мы применяем систему межпрофессионального взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей, которая строится на базе принципов: сетевого взаимодействия, системности, индивидуального подхода, сотрудничества, открытости, динамичности, доброжелательности и взаимодополнения.

Проанализировав различные формы работы, как традиционные, так и не традиционные, анализ показал, что все они, перекликаются между собой, поэтому, мы разработали модель взаимодействия педагогов ДОУ с семьей. Определили направления работы и распределили функции между воспитателями и специалистами по работе с детьми и семьей.

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ, а так же для решения данных задач нами были созданы следующие условия:

- Нормативно-правовые, которые способствовали повышению правовой культуры родителей : построение всей работы основывалось на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.

- Материально – технические: оснащение спортивной площадки, кабинетов учителя – логопеда, педагога – психолога, физкультурного и музыкального залов, бассейна, зимнего сада, мультимедийными установками, компьютерами, ноутбуками, интерактивными столами и досками, световыми - песочными столами, цифровым фотоаппаратом и интерактивной лабораторией.

- Кадровые: заведующий, старший воспитатель, музыкальные руководители, инструктор по ФК, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатели

Работа с родителями строилась в 4 этапа :

На 1 этапе – диагностическом мы обменивались информацией о состоянии здоровья воспитанников, их поведения, особенностях характера, уровня и темпа развития, анамнез семьи; обсуждали результаты; наметили перспективы развития.

Проводилась работа в виде анкетирования, опросов, тестов, «почтовых ящиков». В нашем детском саду популярны анкеты: «Взаимодействие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Анкета-знакомство», «Ваши пожелания и ожидания», «Сотрудничество детского сада и семьи», «Эмоциональное благополучие вашего ребенка», «Готов ли Ваш ребенок к школе?» и др.

На основе анкетных данным мы увидели как родители включаются в образовательный процесс детского сада: посещение родителями общесадовских и групповых мероприятий, родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в тематических занятиях, выставках, конкурсах; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же мы увидели результаты инициативности, ответственности, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Таким образом мы выделили три группы родителей : родители – лидеры, которые с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе и видят ценность любой работы детского учреждения; родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации; родители – наблюдатели.

Это помогало воспитателям и специалистам найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий и вовлечь их в образовательный процесс.

Учитывая эти данные мы выбрали подходящие формы и методы для дальнейшего сотрудничества с родителями. На 2 этапе – планово-организационном согласовали направления, методы и приемы межпрофессионального взаимодействия в системе «Педагог-ребенок-родитель»; содержание и организацию деятельности; составление индивидуальных программ.

На 3 этапе – практическом: педагоги и специалисты работали в направлении по решению образовательных задач обеспечивая психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей и коррекционно-развивающую работу с детьми. Они применяли разнообразные формы: наглядно-информационные, познавательные, досуговые, индивидуальную работу.

В реализации познавательных форм мы повысили психолого-педагогическую культуру родителей, через консультации, тематические беседы, открытые занятия. На групповых родительских собраниях, рассматривали такие темы, как: «Ребенок и здоровье», «Секреты общения ребенка в семье», «Развиваем речь детей» и др. К выступлению на собраниях подключались и специалисты детского сада (музыкальный руководитель, логопед, старший воспитатель, педагог – психолог, социальный педагог,инструктор по ФК). К проведению собраний воспитатели готовили фотоколлажи, выставки, презентации.

При проведении общеродительских собраний ДОУ, цель которых, координировать действия педагогического коллектива и родительской общественности по вопросам воспитания, образования, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждались проблемы воспитания детей по темам «Итоги работы учреждения за год», «Единое пространство детского сада и ДОУ», «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников» и т. д.

В нашем детском саду приветствуется форма презентации дошкольного учреждения. Через эту форму работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, состоянием материальной базы учреждения.

В детском саду регулярно проводятся собрания Родительского комитета групп, чтобы помогать администрации ДОУ и воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, а так же охраны жизни и здоровья воспитанников, участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.

Родители с огромным удовольствием посещают открытые мероприятия непосредственной образовательнгой деятельности с воспитанниками ДОУ, гдез накомятся со структурой и спецификой проведения НОД, а так же принимают в них участие.

При взаимодействии с родителями педагоги используют нетрадиционные формы, такие как мастер – класс, круглые столы, «КВН», Дни открытых дверей и совместную проектную деятельность.

Специалисты и воспитатели детского сада проводят тематические консультации, целью которых ответить на вопросы интересующие родителей, проводятся такие консультации «Готовность ребенка к школе», «Задержка речевого развития», «Здоровье ребенка в Ваших руках», «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период», «Научите ребенка делать добро», «Эмоционально – волевое состояние ребенка».

Педагогическим коллективом проводится большая работа с родителями проводится при подготовке детей к школе. Педагоги проводят семинары - практикумы, тренинги, консультации «Успешная подготовка и адаптация детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», анкетирование родителей «На пороге школы». Специалисты ДОУ: педагог – психолог, учитель - логопед и социальный педагог пополняют опыт родителей, знакомят с требованиями школьных программ, рекомендациями по развитию речи и психологической готовности ребенка к школе используя и такие формы работы, как семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов; дни добрых дел; изготавливают памятки, буклеты, рекомендации, групповые и индивидуальные беседы.

При взаимодействии семьи и детского сада мы используем индивидуальную работу с родителями, изучаем специфику семей, проводим беседы, наблюдаем за общением родителей с детьми, посредством чего педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

В нашем детском саду широко используется досуговая форма которая оказалась самой востребованной. Музыкальные руководители, инструктор по ФК совместно с воспитателями проводят досуги в форме музыкальных и спортивных праздников и развлечений. У нас традиционно проходят такие мероприятия, как «День матери», «Новый год», «Зимние забавы», «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник мам», «Быть здоровыми хотим», «День защитников Отечества», «День Победы», «До свиданья, детский сад». В летний период проходит «Летний спортивный праздник», «День бантиков», «День семьи, любви и верности», «День мыльных пузырей», «Семейные старты», «Квест – игры»

Стало уже традицией ежегодно проводить творческие конкурсы в ДОУ на следующие темы: «Новогодний серпантин», «Лучшая кормушка», «Лучший участок», семейный творческий фестиваль «Алло, мы ищем таланты!», где родители проявляют свое мастерство, фантазию, творчество.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. «Золотая осень», «Дню Победы посвящается!»

Кроме этого, в нашем образовательном учреждении проводятся много совместных проектов с родителями, которые проводят специалисты и воспитатели:«Музыка своими руками», «Домашний питомец», «Знакомство с музыкальными инструментами», «В гостях у сказки», «Сказка в музыке», «Поезд здоровья» и т. д.

Педагогический коллектив использует наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, которые помогают решать задачи на ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Мы используем следующие наглядно – информационные формы: родительские уголки, папки-передвижки,информационные листки, буклеты, памятки для родителей, оформления стендов, фотоколлажей, выставки детских работ.

Огромную роль в информировании родителей играет официальной сайт нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей : о жизни ДОУ, истории создания учреждения, об оказании образовательных услуг, и многое другое о направлении работы ДОУ. Имеется обратная связь, форум, где родители могут высказывать свои предложения, пожелания, писать отзывы о работе ДОУ. На страничке специалистов открываются сайты всех педагогов, где они делятся информацией о жизни детей в детском саду. Преимущество сайтов в том, что родители могут следить за жизнью своих детей в детском саду и получать необходимую информацию в форме рекомендаций.

На 4 итогово-оценочном этапе можно сказать, что работа в этом направлении ведётся успешно. Родители научились оценивать себя и смотреть на ситуацию глазами ребёнка, стали чаше обращаться за советом к педагогам. Проявляют интерес к жизни детского сада, восхищаются результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживаюс своих детей. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. У многих родителей открылись скрытые таланты.

Таким образом, в результате нашей планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными в ФГОС ДО, и в рамках взаимодействия с семьями воспитанников у нас сложилась система работы с родителями. В процессе реализации проекта «Мы вместе», при использовании разнообразных современных форм дало определенный результат: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками образовательного процесса.

В дальнейшем мы планируем продолжать свою работу по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей «Родитель – Ребенок - Педагог» и вовлекать вновь пришедших детей и их родителей в педагогический процесс.

Список используемой литературы :

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2. Белая К. Ю., Жемчугова А. Е., Щапова О. В. «В помощь воспитателямДОУ в работе с родителями», Москва Школьная Пресса 2011.

3. Маркова Т. А., Загик М. В., Иванова В. М. «Детский сад и семья». Под редакцией Т. А. Марковой. - Москва: Просвещение, 1981. (Библиотека воспитателя детского сада)

4. Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду». Издательство «Скрипторий 2003», 2008

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДошкольногоОбразования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).

6. Шитова Е. В. «Работа с родителями». – Волгоград,Издательство «Учитель», 2011.

Публикации по теме:

Фотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Осенние посиделки за столом от щедрой осени»Фотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Осенние посиделки за столом от щедрой осени» Цель: Создать у детей радостное настроение от общения, способствовать развитию интереса к окружающему миру в совместной деятельности с.

Фотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Отмечаем день рождения» в старшей группеФотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Отмечаем день рождения» в старшей группе Цель этого праздника - не только поздравление с днем рождения именинника, но и развитие интеллектуально-творческих, организаторских способностей.

Фотоотчет о взаимодействии с родителями по подготовке выставки «Советское детство» в старшей группеФотоотчет о взаимодействии с родителями по подготовке выставки «Советское детство» в старшей группе Цель: Создание условий для целостного освоения детьми традиционной культуры русского и дагестанского народов, что является неотъемлемой.

Фотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Посиделки за столом». 2 частьФотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Посиделки за столом». 2 часть Цель: Привлечь детей к активному взаимодействию со сверстниками. Создать радостное настроение от общения. Наша работа, работа воспитателей.

Фотоотчёт о взаимодействии с родителями. Посадка кустов гортензииФотоотчёт о взаимодействии с родителями. Посадка кустов гортензии Взаимодействие с родителями и с семьями является одной из основных задач для полноценного развития личности ребёнка. Привлекать родителей.

И снова о взаимодействии с родителями. «Чудо — вода» (фототчет об экспериментировании)И снова о взаимодействии с родителями. «Чудо — вода» (фототчет об экспериментировании) Эксперименты и опыты с различными материалами в детском саду давно уже не диковинка. Но я, все же,хочу вам рассказать о наших экспериментах.

И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!»И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!» Я уже рассказывала о наших интересных совместных мероприятиях с родителями, которые происходят в группе (проведение экспериментов,мастер.

И снова о взаимодействии с родителями (мастер-класс)И снова о взаимодействии с родителями (мастер-класс) Недавно я рассказала вам о «Празднике после праздника». Одна из целей его - это привлечение родителей к жизни детей в детском саду. А.

Использование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игрИспользование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игр Рада приветствовать всех на своей страничке! Ни для кого не секрет, что у современных детей недостаточно развиты навыки общения. Чтобы помочь.

Подготовительные работы по благоустройству летнего участка в тесном взаимодействии с родителями воспитанниковПодготовительные работы по благоустройству летнего участка в тесном взаимодействии с родителями воспитанников Столько света! Столько солнца! Столько зелени кругом! Наступило снова лето, И тепло пришло к нам в дом. Лето – самое долгожданное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ при взаимодействии педагогов ДОО с родителями
Опубликовано: 4 марта 2020 в 20:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД