Наталия Безверхова
Использование ИКТ в развитии речи детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях при широком внедрении новых информационно-коммуникационных технологий актуальной остаётся проблема развития речи дошкольника. Ведь от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.
Публикация «Использование ИКТ в развитии речи детей подготовительной группы» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Думаю, многие согласятся с тем, что современные дети мало проявляют интереса к художественной литературе, их диалоговая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Из-за неразвитости речи, бедного словарного запаса у детей часто пропадает интерес к занятиям по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.
В таких условиях нам в помощь приходят современные компьютерные технологии, как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Из всего многообразия компьютерных программ предлагают:
1. Развивающие программы мультимедийного издательства «Новый диск», куда входит программно-методический комплекс (ПМК) по «Развитию речи». Программно-методический комплекс используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.
2. Программа «Готовимся к школе» с Зайкой Всезнайкой». Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребёнку быстрее закреплять полученный материал.
3. Серия «Чудо-малыш - Учись как в сказке» состоит из 5 интерактивных DVD дисков, которые комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждой мультсказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту детей.
4. Компьютерные игры-серии «Маленький гений» издание БУКА.
5. Система мультимедийных презентаций. Наиболее доступным средством для собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.
6. Широкие возможности раскрываются благодаря использованию интернет-ресурсов.
Идя в ногу со временем, педагоги нашего детского сада применяют технологии с использованием компьютера и специальных развивающих программ.
Из-за невозможности приобрести предлагаемые DVD диски, мы активно используем Интернет-ресурсы, подбираем игры, очень интересны для детей игры — презентации с использованием загадок, ребусов, кроссвордов, соответствующие возрасту и содержанию из других DVD-дисков.
В своей работе по развитию речи с применением ИКТ используем следующие варианты :
Составление предложений из слов по картинке, опорным словам;
для развития фонематического слуха - выделение картинок на заданный звук, «Найди 2 предмета с одного звука»;
для развития навыков фонематического анализа — «Подбери слово к схеме», «Найди картинку», «Выбери картинку в названии которой 5 звуков»;
развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков-игра «Угадай, что звучит»;
Рассказы по цепочке;
«Познавательные беседы Тётушки Совы. Прослушав и просмотрев, затем беседуем на различные темы: о безопасности, правилах поведения, этикете.
Используя вышеперечисленные варианты подбирали материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития.
Для повышения своего профессионального уровня приобрела DVD диск «Развиваем и исправляем речь ребёнка». Изучив его, предложила детям некоторые игровые упражнения на развитие фонематического слуха, слоговой структуре слова. Предварительно провела консультацию с родителями «Ребёнок и развивающие игры», после чего порекомендовала ряд игровых заданий родителям для занятий с детьми дома. С одной стороны дети в детском саду получают знания, а в домашних условиях идет закрепление материала – это вдвойне полезно. Так у детей повысился интерес к обучению, активизировалась речевая и познавательная активность, повысилось качество усвоения программного материала.
DVD-диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» рекомендуется для детей 7 — 12 лет. Нами были отобраны развивающие игры : «Времена года», «Составь цепи питания», «Орудия труда», «Что лишнее» и другие, цели которых соответствуют возрасту детей дошкольного возраста. Игры проводили в паре. Благодаря заданиям проводилась большая словарная работа, работа над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций.
Хорошо зарекомендовал себя «Сказочный учебник для дошкольников», программа издательства «Новый диск». Он включает в себя 11 сказок. Знакомство с этими сказками происходило по подгруппам, по 4-5 человек. Подгруппы формировались по дифференцированному принципу. Детям предлагались разнообразные задания, такие как «Опиши картинку», «Поможем Снегурочке», «Приготовим варенье», «Найди медвежонка» и другие. Выполняя задание «Составь рассказ», дети работали как по одному, так и цепочкой. Данная работа показала, что детям нравится эта игровая форма, усиливает творческую активность детей.
Детям по ходу сказки предлагались задания от различных героев: гномика Тирли, Феи, Дракоши, Хвастуна. Дети отвечали, а затем сравнивали с данными в игре ответами.
В ходе выполнения некоторых заданий выяснилось, что у детей есть свои интересные варианты. Это говорит о развитии воображения детей и о неплохом словарном запасе.
Интересна и занимательна для детей электровикторина «Родная речь». Данная игра развивает звуковую культуру речи, фонематический слух, совершенствует навыки анализа слов. На первом этапе познакомила детей с правилами и вариантами игры. Вначале дети играли индивидуально в присутствии воспитателя, затем в паре, подгруппами.
После того, как дети хорошо усвоили правила, предложила игру с усложнением: найти не только правильный ответ, но, вытянув игровой жетон, справиться с предложенным заданием: ответить ещё на один вопрос, объяснить свой ответ; ответить на любой вопрос по желанию.
Наблюдая за детьми, пришла к выводу: что необходимо подбирать карточки, используя дифференцированный подход, так как некоторые дети читают, им не составляет труда справиться с заданиями, требующими знания букв. Но такие дети, играя в паре со сверстником, не знающим букв, помогают ему, объясняя свой выбор. Такое общение детей способствует развитию диалогической речи, пополнению словарного запаса детей, повышению интереса к обучению.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно - воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учётом здоровьесберегающих технологий. Поэтому в своей работе придерживаемся таких правил:
1. Занятия проводим непродолжительными по времени – 10-15 минут, в дни наиболее высокой работоспособности - вторник, среда, четверг.
2. Не чаще 3 раз в неделю;
3. Следим за осанкой ребёнка;
4. Проводим физминутки, гимнастику для глаз после работы с компьютером.
Особое внимание в применение ИКТ уделяем мультимедийным средствам. Мультимедийные презентации мы создаём и подбираем в соответствии с комплексно-тематическим планом. В процессе работы нами были составлены презентации с элементами игры «Занимательные рассказы», «Осень в произведениях русских художников», «Угадай, какая сказка».
В рамках тематической недели «Сказки», совместно со специалистами ДОУ мы активно применяли возможности мультимедийной презентации. С воспитателем ИЗО дети познакомились с творчеством художника Васнецова через показ репродукций «Три богатыря», «Иван царевич на сером волке», «Алёнушка», «Сивка-бурка», «Ковёр-самолёт», рисовали сказки на выбранную тему, рассказывали о своих героях.
На музыкальном занятии прослушали отрывки из произведений «Баба Яга» П. Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Колдун», «Океан море синее» Н. Римского-Корсакого и другие. Затем детям был предложен иллюстративный материал, далее они делились впечатлениями от услышанного, обыграли каждого сказочного героя, его действия.
Работа с детьми, используя ИКТ, интересна всем участникам воспитательно-образовательного процесса, особенно детям.
Результат, который мы получили, ещё раз доказывает эффективность применения ИКТ в развитии речи детей.