Приложение МААМ

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе

Татьяна Красовских
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе» размещена в разделах

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Интеллектуальное развитие дошкольника и младшего школьника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет :

1. Активизировать познавательную деятельность детей.

2. Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.

3. Повышать интерес к обучению (мотивация).

4. Осуществлять дифференцированный подход.

5. Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей.

6. Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов:

1. Использование новых моделей компьютера.

2. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).

3. Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд. Что такое ИКТ и как использовать ИКТ на логопедических занятиях.

1. Для этого необходимо изучить и проанализировать литературу по проблеме использования ИКТ на логопедических занятиях.

2. Изучить возможности применения ИКТ в образовательном процессе и их влияние на познавательную активность детей.

Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются учителем- логопедом в образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений устной и письменной речи, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе логопедических занятий :

1. При объяснении (введении) нового материала.

2. При закреплении.

3. При повторении.

4. При обобщении.

5. При обследовании.

6. В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия.

7. В коррекционной работе на лексическом уровне.

8. В коррекционной работе на синтаксическом уровне.

9. В коррекционной работе по развитию связной речи младших школьников.

При подготовке и проведении уроков логопед может использовать электронные ресурсы учебного назначения:

1. Презентации.

2. Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды.

3. Тестовые оболочки.

4. Ресурсы Интернет.

5. Развивающие flash-игры.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ :

«Артикуляционная гимнастика». При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.

1. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи рекомендуется приобрести программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).

2. Слоговая структура. Используется ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова, по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи.

3. Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи».

4. «Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008, созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги», развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.

5. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

6. Буквенный гнозис и праксис. Как формировать образ буквы с помощью ИКТ и Интернет – технологий.

7. Коррекция письменной речи. Основная часть работы учителя – логопеда – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма). Но иформационно — коммуникативные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении. А ведь компьютер даёт возможность доставлять учащимся необходимый практический материал в доли секунды, активизирует познавательный и коррекционный процессы не только во временном, но и в качественном плане.

Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «Портал «Солнышко».

Электронные учебные пособия положительно воспринимаются детьми и успешно используются в образовательном процессе.

«Игры для тигры», «Букварик – Смешарик», «Баба Яга учится читать», «Почитай – ка», Гарфилд малышам «Учим буквы и слова».

Большой плюс ИКТ: система сама обеспечивает контроль, даёт возможности самопроверки. Значительное повышение качества демонстрационных материалов – иллюстраций, возможность показа видеофрагментов, оперативность управления и возможность компактного хранения больших объёмов информации. Экономия времени учителей- логопедов при составлении планов, отчётов.

Использование электронных ресурсов на разных этапах занятия: в оргмоменте, основной части, заключительной.

Публикации по теме:

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Творческий проект «Интерактивные тренажеры для формирования у дошкольников с ОНР навыка послогового чтения» Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 16:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Красовских (УИ 47130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД