Лариса Гришанова
Использование инновационных технологий по развитию лексическо-грамматического строя у детей с ОНР на фронтальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Ведение
Современные образовательные технологии активно входят в нашу жизнь и становятся средством обучения детей. Совершенствование процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями при помощи новых логопедических технологий является важным и своевременным. Научная и практическая значимость этих проблем является актуальной.
Публикация «Использование инновационных технологий по развитию лексическо-грамматического строя у детей с ОНР на фронтальных занятиях» размещена в разделах
В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Современные технологии исправления речевых нарушений позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы.
Актуальность и целесообразность использования такого направления в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности;
- Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.
- Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматического строя, использование новых методов не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и активизации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Логопедические технологии раскрыты через содержание конкретных методов, приемов и способов их применения в коррекции нарушений.
Предметом новой технологии стало использование методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР, имеющими различные формы речевой патологии. Цель заключается в создании системы приемов логопедического воздействия на эти нарушения. Теоретическая значимость нашей работы заключается в использовании научно обоснованной логопедической технологии. Ее практическое значение состоит в разработке системы приемов эффективной логопедической помощи детям с ОНР. Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой патологией важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. Современному ребенку требуется современная коррекционная среда и современные технологии обучения. Эта система предполагает включение новых средств обучения в специальный образовательный процесс. Применение новых логопедических технологий на лексико-грамматических занятиях позволяет не только работать над проблемой коррекции лексики, грамматического строя и связной речи, но и предотвращать вторичное отставание в развитии познавательной сферы, а также формировать интерес к получению знаний у дошкольников с ОНР.
Кроме того, наряду с данными отклонениями, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственная и временная ориентировки. У многих детей повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений.
Применяемые методы учат детей рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Такое направление помогает грамотно, целенаправленно развивать, воспитывать и обучать наших детей. Лексико-грамматические занятия с применением новых технологий помогают быстро пополнять словарь, грамотно строить предложения и монологическое высказывание, а также помогают детям стать внимательнее. Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению
Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики речи, с которыми ребенок приходит в первый класс, являются актуальной проблемой для школьных логопедов, поскольку устная речь становится базой и средством дальнейшего обучения.
Особую педагогическую значимость приобретает внедрение в коррекционное обучение специальных новых приемов активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программы обучения.
Благодаря применению современных логопедических методов коррекции речевых нарушений можно говорить о более эффективном обучении детей, что является залогом для успешного развития речи у ребенка в будущем.