Папки-передвижки

Использование инновационных технологий в театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаю

Оксана Козлова
Использование инновационных технологий в театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаю

К сожалению, в наше время теневой театр не часто используется в работе с дошкольниками, хотя о его пользе говорят не только педагоги, но и психологи. Теневой театр предоставляет возможность создания пространства детской реализации как основного инструмента развития личности ребенка.

Публикация «Использование инновационных технологий в театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаю» размещена в разделах

Теневой театр безоговорочно признан самым загадочным видом театрального искусства, где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете… Польза теневого театра стала особенно актуальна в настоящее время. Имея богатейший ассортимент игрового материала, наблюдается, что действия детей в игре становятся примитивнее, сюжетная линия бедна, нет полета фантазии, присутствует агрессия. Животные в руках ребенка воюют друг с другом, постройка тут же разрушается, машинка разбивается о стену, главными героями игр становятся зомби и монстры. Обилие игрового материала, как оказалось, не разнообразило деятельность, а отрицательно сказалось на творческом процессе.

Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Игры с теневым театром обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.

В детском саду я используюю следующие виды теневого театра :

Настольный – самый простой вариант, доступный для домашнего досуга или игр в детском коллективе.

Ручной – когда персонажи сказки или истории изображаются с помощью изгиба и движения кистей рук. В этом случае необходима тренировка.

Ростовой – настоящий теневой спектакль, который смело можно назвать видом драматического искусства. За специальной подсвеченной ширмой играют свои роли настоящие актёры.

У настольного театра есть отличительная особенность – при дневном свете его трудно организовать, поэтому этот вид театра является «сезонным», в основном зимой в вечернее время, когда за окном рано темнеет. И от этого он становиться еще более долгожданным.

Настольный театр позволяет детям самостоятельно организовывать свою деятельность. В каждой группе сада, в театральных уголках есть ширмы и освещение. Родители, заинтересованные в изготовлении настольного театра своими руками, стали главными помощниками в оснащении и пополнении театральных уголков. Конечно, можно пойти в магазин и купить готовый настольный театр, но тогда потеряется связь между родителями и детьми, семьями и педагогами.

Ширмы могут быть изготовлены из потолочных плиток. Они лёгкие и простые в использовании. Ширмы, изготовленные из прочного материала – дерева, более практичны. Такие ширмы легко трансформируются для показа теневого театра. Белая ткань, играющая роль экрана, с помощью липучек надёжно крепится к планкам сверху и снизу. Это удобно и есть возможность использовать ширму не только для теневого театра, но и для обычного настольного театра.

Для настольного теневого театра необходимы «бумажные актёры» – силуэты персонажей небольшого размера. При их изготовлении нужно учитывать соотношение силуэтов по размеру. По отношению друг к другу, а также по отношению к игровому пространству они должны быть пропорциональны. Кошка не может быть больше мышки, человек выше дерева и дома.

Теневые куклы для настольного театра подбираются так, чтобы они были изготовлены из одинакового материала. Это могут быть силуэты, изготовленные из бумаги, дерева, фанеры, пластика, кожи, картона.

В старших возрастных группах дети с помощью трафаретов сами рисуют и вырезают бумажных персонажей и декорации. Как показывает практика, детям нравятся куклы, изготовленные своими руками. Для удобства управления персонажем, к силуэту с помощью обычного скотча крепятся палочки для суши, соломинки для коктейлей или деревянные шпажки с отсечённым кончиком. Есть несколько способов крепления: внизу и вверху, по центру силуэта, а бабочки, облачка, снежинки крепятся на ниточках или леску. Чтобы бумажные силуэты не гнулись, их можно заламинировать. Если такой возможности нет, можно использовать плотный картон для укрепления фигур.

Надо отметить, что силуэты перемещаются только вдоль ширмы, поэтому их делают в профиль. Надо заранее учесть, с какой стороны появится силуэт персонажа, чтобы он был развёрнут в нужном направлении.

Если нужно создать подвижных сказочных героев, с двигающимися головами, туловищем, конечностями – в деталях делаются проколы, вдеваются заклепки, а подвижные части управляются с помощью закрепленной тонкой проволоки.

Дети очень любят инсценировать простые сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Они используют для этого декорации : домики, деревья, строения, мебель, бытовые предметы. Эти декорации можно также изготовить из любого непрозрачного подручного и бросового материала. Выручают детали из деревянного конструктора или лего. Всё зависит от возможностей и фантазии. В спектакле нужно так расставить детали декорации в плоскости экрана, чтобы они не мешали фигурам, не заслоняли их, не сливались друг с другом. Декорации располагаются главным образом по бокам и частично на верху ширмы, чтобы основное действие хорошо просматривалось. Один из вариантов размещения декораций – смена экрана с закрепленными декорациями одного действия на специально подготовленный экран с декорациями следующего действия.

За ширмой комфортно помещаются два ребенка, но иногда в спектакле много декораций и персонажей, которые не поместятся только в руках. Для удобства используются подставки для статичных предметов. Эта подставка может быть обычным пенопластом, в который вставляются держатели.

Никакого теневого спектакля не получится без освещения. Для подсветки экрана используют настольную лампу, фонарики, закрепленные по краям ширмы, или, как вариант, налобный фонарик. Большая совместная работа проводится педагогами сада по ознакомлению детей со свойствами света и тени (экспериментальная деятельность, и правилами безопасного пользования источниками света.

Совместная работа над созданием спектакля способствует тесному речевому общению детей. Обычно ролей в спектакле получается меньше, чем желающих участвовать в постановке. И тут необходимо обратиться к другим театральным профессиям (кассир, осветитель, декоратор). Использование дополнительных профессий обогащает словарный запас, развивает связную речь, учит детей взаимодействию, усвоению новой информации. Параллельно с действиями теневого театра развивается сюжетно-ролевая игра. Кассиру надо общаться со зрителями, осветителю с актерами. Ребята-актёры увлеченно обсуждают характеры героев и репетируют, кто каким голосом будет озвучивать своего персонажа. Кроме того, взрослый, выступив в роли режиссёра, помогает распределить роли и посоветует, как лучше управлять персонажем.

Театр ручных теней – один из самых простых видов теневого театра. Для его оборудования и проведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран – большой лист белой бумаги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представление теневого театра можно показывать прямо на стене. Не требуется много места, он не теряется и не пылится, а актеры – это наши руки.

Есть известное выражение: «Речь ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручной теневой театр – тому прекрасное доказательство.

В этом виде теневого театра чаще всего используется показ теней животных. Но не всегда просто изобразить руками животное. И когда с первого раза не получается узнаваемое изображение, появляется какой-то фантастический образ и в этот момент подключаются все ребята, чтобы рассказать, кто это! Самое главное, что неудачи и неуспешности здесь нет! Потому что любой самой фантастической тени можно придумать образ, характер и даже какую-то сюжетную линию.

Детям с проблемами мелкой моторики этот вид теневого театра позволяет развить ручную умелость, снять напряжение, расслабиться.

Этот вид теневого театра очень важен в общении с детьми младшего возраста. Он привлекает внимание своей простотой и неожиданностью: в луче света на стене появляются образы. Знакомая пальчиковая игра оживает.

Пальчик-зайчик,

Где ты был?

С этим братцем –

В лес ходил,

С этим братцем –

Щи варил,

С этим братцем –

Кашу ел,

С этим братцем –

Песни пел.

Важно показать и объяснить детям, как лучше направить свет, как лучше встать, чтобы не закрыть свет своей спиной.

Ростовой теневой театр – это «живой» теневой театр, который дает возможность решать множество образовательных задач.

Что нового в «старом» теневом театре?

Ростовой теневой театр :

«большой», то есть не настольный (ширма театра высотой со взрослого человека,

– совместный детско-взрослый (участие детей наравне со взрослыми, а не как раньше, когда взрослые играют для детей, или дети для детей,

«драматический» (включает в себя и теневой, и актерский театр, объединяет разные виды творческой деятельности взрослых и детей).

Какую роль в постановке «живого» теневого театра играет детская деятельность?

Можно много читать детям, рассказывать, рассматривать иллюстрации и самим творить по прочитанным произведениям, можно организовать с помощью родителей посещение музея, а можно воздействовать на чувства, эмоции средствами волшебного мира театра, музыки и самостоятельной творческой деятельности.

Существует следующий алгоритм создания теневого театра :

подготовка интерактивного спектакля – выбор темы, обсуждение названия, изучение специальных материалов, написание сценария, оформление, изготовление атрибутов, подбор музыки;

включение разнообразной детской деятельности ( дети: актеры, чтецы, певцы, танцоры, участники народных, подвижных, коммуникативных игр, создатели атрибутов, др.);

репетиции (совместные детско-взрослые);

представление – действо с включением зрителей в ситуацию присутствия в событии.

На этапе подготовки сценария при выборе материала необходимо учитывать возрастные возможности, уровень знаний и умений детей, их интересы. На этом этапе также подбирается музыкальное и художественное оформление спектакля. Выбираются яркие музыкальные образы. Сначала просто импровизируют, выполняются движения под музыку, отмечается наиболее удачные из них. Затем, уже в движении, дети превращаются в персонажи, меняя походку, позы, жесты. Создать атмосферу театрализованного действия помогают атрибуты в оформлении театральной ширмы : свеча в подсвечнике, раскрытая книга, рушники и гармошка, зонтик-трость, цилиндр и перчатки на скамье.

Особую значимость на репетиции играет работа над выразительностью речи и интонацией, так как дети находятся за ширмой, а на экране зрители видят только силуэт персонажа. Передать эмоциональное состояние героя теневого спектакля очень трудно. Поэтому в процессе работы над выразительностью можно использовать скороговорки, игры и упражнения на развитие речевого дыхания. Разучивание пестушек, поговорок и песенок позволяет ребятам научиться соотносить движения персонажа со словами, которые он произносит.

Детям трудно перевоплощаться, играть чувства другого человека – это проблема, которая часто встает на репетициях. Ребенок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя. И тогда можно предложить маленькому актёру вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно, весело, грустно. Только в этом случае поведение детей на сцене становится естественным, подлинным.

Для «живого» ростового теневого театра требуется больше подготовки и оснащения. Это и декорации, и атрибутика, и самое главное – костюмы. Всё это можно хранить в костюмерной. Небольшие костюмерные можно организовать в группах в театральных уголках, тогда у детей будет возможность вечером нарядиться и разыграть сценку.

Теневой театр доказывает актуальность и эффективность: дети увлечены, играют с удовольствием и переносят опыт игры в повседневную жизнь.

Литература

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий. Творческий центр. – М., 2003. – С. 15–20.

Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 2012. 286 с.

Игра и развитие личности дошкольника. – М. : Изд-во АПИ, 2013. 152 с.

Лыкова И. А., Шипунова В. В. Теневой театр вчера и сегодня.

Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М. : Сфера, 2009. – 128 с.

Для цитаты.

Хисамова Ю. А. Теневой театр. Забытая, но эффективная и увлекательная форма работы с детьми в ДОО // Современное дошкольное образование (Электронный журнал). – 2022. – №3. – С

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий в театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаю
Опубликовано: 23 мая 2024 в 17:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных технологий в театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаю» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД