Получи документы

Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции 4–5 лет

Бурцева Алена Семеновна
Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции 4–5 лет

Тема «Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 3-4 лет»

Выполнила: Бурцева Алена Семеновна,

воспитатель МБДОУ Д/с №13 «Светлячок» г. Якутск

Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 3-4 лет.

Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях своего народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Публикация «Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции 4–5 лет» размещена в разделах

Процесс глобализации приводит к тому, что разные культуры быстро и интенсивно влияют друг на друга. В элементах детской одежды часто встречаются всевозможные негативные символы (череп, свастика и др). Из-за таких влияний мы постепенно утрачиваем свое исконно культурное наследие. Например, современное поколение нашей республики почти не знает символическое значение якутского орнамента. А ведь каждый элемент любого национального узора (орнамента) на одежде и других предметах несет определенную информацию об их владельце. Назначение сущности и искажение зашифрованного в них содержания, по представлениям нашего народа, может иметь непоправимые последствия.

Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою индивидуальность.

Из года в год на разных уровнях поднимается вопрос о формировании национального самосознания, предлагаются пути решения. Безусловно, такие подходы к решению действительно самого насущного вопроса о воспитании с дошкольного возраста в исконно национальных традициях только приветствуется. Возникает другой вопрос: системность и результативность той работы по формированию национальной культуры, «ненавязчивое» воспитание и развитие, обучение «не из-под палки». Все должно происходить естественным путем в реальной жизни, окружающем мире, в привычной обстановке, т. е. должны быть созданы такие условия, где наш маленький человек самостоятельно, и самое главное, заинтересованно будет воспринимать и одновременно усваивать, впитывать свою культуру, дух народа. Таким образом, создается та естественная и непринужденная среда для получения информации, этнической компетенции.

Педагоги в дошкольных учреждениях знают, что такое «сензитивный период». В своем дошкольном возрасте ребенок как губка впитывает все новое и неизведанное. Самое главное – найти правильный умело подобранный ключик, чтобы этот маленький человечек раскрылся.

Также мы все хорошо знаем, что ведущая деятельность в этом возрасте – это ИГРА. Ребенок должен познавать, проживая в своем привычном мире среди своих кукол и сказок.

В дошкольных учреждениях начиная с 80-х годов стали увлекаться оборудованием в помещениях детского сада специальной комнаты-бала5ан для знакомства с национальной культурой, обычаями и традициями. Несомненно, находясь в таких интересно оборудованных комнатах «бала5ан» ребенок воочию ощущает сам дух жилища, быстрее входит в быт и уклад жизни народа. Но на реальной практике не все детские сады могут позволить себе оборудование таких специальных помещений.

Сегодня мы живем в быстро меняющемся мире, актуальной становится та среда, которая достаточно многофункциональная и гибкая (игрушки, пособия -трансформеры).

И, безусловно важную роль в этнокультурном воспитании детей занимает игрушка. Здесь хочется вспомнить мудрые слова Ф,Шиллера «Только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда играет».

Занимательность игровой деятельности делает более привлекательной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс, игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка.

Опираясь на традиционные педагогические взгляды и принципы в своей воспитательной работе по становлению первоначальной этнокультурной компетенции у детей я обратилась к дидактической игрушке, как ценному дидактическому материалу. Особенность данного пособия – это многфункциональность и доступность в использовании. Состоит из карт-рисунков, данное пособие можно еще назвать пособием-трансформером. Карты-рисунки могут использоваться во всех видах образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместной организованной деятельности. Перед детьми меняется тематика, ход игры, данное пособие способствует формированию познавательной мотивации детей к познанию культуры и традиций народа. Карты - рисунки могут изменяться в зависимости от времени года, от темы, от желания детей. Дети наглядно и в ходе практических действий начинают узнавать названия предметов быта, одежды по сезонам, персонажами из народных произведений олонхо и т. д.

Игры с куклами, воплотившими в себя черты, свойственные разным народам пробуждают интерес детей к особенностям их быта, труда, национальному костюму, играм, и, чрезвычайно полезны в воспитательном отношении. Дидактическая национальная якутская кукла, как обучающее средство расширяет детские представления о нашем народе, ее культуре и самобытности. С этой целью выбор остановился на бумажной кукле, преимуществом является простота и доступность изготовления из подручных материалов. Также это удобный и ценный дидактический материал для изучения национальной культуры народов, ознакомления с историей национальной одежды, развитие мелкой моторики у детей.

Самым важным и отличительным принципом моего пособия является доступность, демонстративность изготовления, то есть дети наглядно знакомятся с техникой и последовательностью. Мои карты-рисунки появляются на глазах у детей, и таким образом знакомят его с последовательностью рисунка, развивают наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе такой совместной и наглядной деятельности малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями.

Мой проект запланирован на один год, является познавательно-творческим, групповым, участники – дети, родители, педагоги.

Цель проекта: использование дидактических карт-рисунков в формировании этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

• Знакомить детей с видами национальной одежды;

• Уточнять и закреплять временную ориентировку у детей;

• Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека;

• Развивать мелкую моторику рук, глазомер, эстетическое восприятие;

• Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.

• Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Образовательная область «Коммуникация

• Побуждать детей к составлению рассказа;

• Развивать речь детей (речь описание, монолог, речь- доказательство);

• Развивать психические процессы;

• Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к народной культуре;

• Воспитывать этническое самосознание.

Краткое описа ние.

Игра представляет собой ламинированные карты-рисунки по временам года, картину-жилище с предметами интерьера, бумажную куклу с комплектом национальной одежды по сезонам, персонажами эпоса олонхо.

Приложение к пособию – подбор литературного материала (стихи, загадки, приметы, пословицы, поговорки, произведения олонхо).

Ожидаемые результаты:

• Развитие самостоятельной познавательной активности у детей по национальной культуры;

• Формирование первоначальной этнокультурной компетенции у детей;

• Знакомство детей с народным декоративным творчеством;

• Формирование творческих умений и навыков у детей;

• Тесное взаимодействие с родителями.

Этапы реализации:

1 этап (сентябрь- октябрь)

Накопление знаний о национальной одежде, традициях якутского народа (рассматривание книг, иллюстраций, беседы).

• «Какие бывают бумажные куклы? – техника изготовления, работа по готовым схемам.

• Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.

2 этап (октябрь- декабрь)

«В мире волшебных красок».

Дети получают общие представления о декоративно-прикладном искусстве как способе отражения окружающей действительности, учатся находить общее и различие в природе и народных декоративных узорах (цвет, форма элементов, их расположение). Идет знакомство детей с новыми темами: «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его творческий потенциал. Занятия с детьми по декоративно-прикладному искусству проходят по ряду тем: «В мире волшебных красок», «Якутский узор», «Якутское платье с якутским узором», «Иллюстрирование олонхо».

• Знакомство с национальным простым орнаментом.

• Раскрашивание орнаментов

• Знакомство с национальной одеждой.

• Дорисуй орнамент на платье

• Иллюстрирование по теме эпоса олонхо.

3 этап (декабрь- январь)

«Развитие внимания, памяти и речи»

На данном этапе используются иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. На занятиях по обучению рассказыванию вносится устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки на темы национальной одежды, что повышают у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

Игры: «Магазин национальной одежды», «Из каких материалов изготовлена одежда», «Одеваем куклу по временам года» и т. д.

• Проектная работа с родителями «Кукла в национальной одежде».

• Придумай рассказ про свою куклу.

4 этап (январь-февраль)

«Якутская национальная кукла».

1. Дидактические игры с куклами «Подбери одежду», «Одень по сезону». «Магазин национальной одежды» и др.

2. Театральные игры «Путешествие куклы в мир олонхо» и др.

3. Игры- ситуации по обобщению темы «Времена года» и др.

5 этап (февраль-март)

1. Выставки «Мир бумажных кукол разных народов» и др.

2. Дидактические игры «Путешествие куклы в мир олонхо» и др.

3. Экскурсоводческая работа (дети- экскурсоводы) в музее кукол.

6 этап (апрель-май)

1. Театральное представление по сюжетам олонхо.

2. Оформление альбома «Все о бумажных куклах».

3. Фотовыставка (работа с родителями).

4. Выставка работ детей «Моя бумажная кукла»

5. Создание музея бумажных кукол в группе.

Публикации по теме:

Использование ментальных карт в образовательной деятельности ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты» Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты» Дидактическая игра.

Критерии заполнения речевых карт и протоколов Заполнение речевых карт. Корректные варианты описания основных критериев. Найдено на просторах интернета, думаю, может быть нужно и полезно.

Мастер-класс «Использование интеллект-карт в работе с детьми младшего возраста» С введением ФГОС в Дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик,.

Осенняя ярмарка «Есть в осени первоначальной…» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - познакомить детей с народным праздником; - воспитывать уважение к труду; - развивать кругозор детей; - развитие творческих.

Проект «Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад №135» ПРОЕКТ.

Родительское собрание в средней группе «Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании детей 4–5 лет» Родительское собрание № 3 Средняя группа «Жемчужинки» 30 сентября 2017 г. Подготовила воспитатель МБДОУ,Берёзовский детский сад№9, Пшеничникова.

Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности Выступление на рождественских чтениях РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. М. А. Петровская, воспитатель МАДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции 4–5 лет
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 04:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД