Анастасия Шпота
Использование кинезиологических упражнений для развития общей и мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
"Кончики пальцев - есть второй головной мозг". Ребенок только родился и уже осуществлены хватательные движения. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека.
Публикация «Использование кинезиологических упражнений для развития общей и мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Пальчиковые кинезиологические упражнения способствуют развитию мышц руки и межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребёнка.
Они просты, но их выполнение требует от детей внимания и сосредоточенности.
Для успешного выполнения кинезиологических упражнений были определены несколько правил:
1. Точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.
4. Продолжительность занятий должназависеть от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
5. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45-60 дней.
Для постепенного усложнения упражнений я использовала следующие приёмы :
-ускорение темпа выполнения;
-выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
-подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Также интересны пальчиковые кинезиологические упражнения с различными предметами, с карандашами, бумагой, мячиками, Су-джок, мягкими помпонами разного размера, кубиками и т. д.
Выполнение упражнений с предметами больше интересны детям, чем просто упражнения с руками и пальчиками. Необходимо подобрать предметы, которые окружают детей в повседневной жизни, главным условием в подборе оборудования для этих игр является простота, яркость и конечно безопасность материала.
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.