Любовь Старова
Использование комплексного подхода в речевом развитии детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Одним из принципов реализации технологии речевого развития О. С. Ушаковой, А. Г. Арушановой, А. И. Максакова является комплексное развитие речи, поэтому мы решили данный принцип считать ведущим в развитии речи детей нашей группы.
Публикация «Использование комплексного подхода в речевом развитии детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Мы работаем в средней группе с детьми 4-5 лет. В последнее время отмечали недостаточное речевое развитие детей в разных видах деятельности. При сюжетно – ролевой игре у большинства детей свернут ролевой диалог, при продуктивных видах деятельности дети не сопровождают действия словами. Также наблюдаются проблемы в фонетической стороне речи детей. Поэтому в этом учебном году основной целью нашей работы является развитие речи детей.
В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение получили.
Для анализа и выявления наиболее выпадающего компонента речи, проводим диагностику по методике О. С. Ушаковой с письменного разрешения родителей.
Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы. Исходя из анализа количественных баллов диагностики по методике О. С. Ушаковой, видно, что снижение общего уровня речевого развития происходит за счет низкого балла грамматики, звуковой культуры и связной речи, что показывает необходимость комплексного подхода в речевом развитии детей.
По результатам обследования мы поставили перед собой следующую цель:
Способствовать развитию речи детей среднего дошкольного возраста, используя комплексный подход.
Оптимальному решению этой цели будет способствовать организация образовательного процесса, направленная на решение следующих задач.
1. Закреплять умение детей чисто произносить все звуки родной речи, говорить внятно в среднем темпе, голосом средней силы.
2. Развивать умения звукового анализа слов.
3. Развивать умение детей свободно пользоваться простыми предложениями, правильно сочетая в них слова.
4. Содействовать развитию словаря детей.
5. Способствовать развитию монологической речи : умению пересказывать литературные произведения, составлять короткие описательные рассказы.
Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей среднего возраста в соответствии с логикой формирования деятельности:
1. Ознакомление детей с речевыми играми. Формирование умений звукового анализа слова.
2. Закрепление умений.
3. Обобщение умений и переход в другие виды деятельности.
Занятия по речевому развитию проводится один раз в неделю по подгруппам.
Также в занятия мы включаем различные пальчиковые гимнастики, позволяющие не только укреплять здоровье детей, но и содействовать речевому развитию детей. Центр управления рукой ребёнка находится рядом с центром речи. То есть, развивая руку, мы развиваем речь ребёнка.
На первом этапе мы решаем следующие задачи:
1. Формировать умение детей чисто произносить все звуки родной речи, говорить внятно в среднем темпе, голосом средней силы.
2. Развивать умения звукового анализа слов.
3. Учить детей составлять рассказ о предметах с описанием внешнего вида.
4. Обогащать словарь детей прилагательными и наречиями.
Мы учили детей составлять небольшие рассказы, знакомили с дидактическими играми по речевому развитию детей. Использовались в основном объяснения, рассказ воспитателя, образец, хоровые повторения, которые знакомят детей с правилами игры, с этапами рассказа описания. Познакомили детей со схемами - описание игрушки, овощей, фруктов, мебели (Т. Ткаченко). Впоследствии, когда дети изучили содержание описательного рассказа, познакомились с играми по фонетике и фонематике, мы перешли ко второму этапу.
На втором этапе мы закрепляли речевые умения детей в звуковой культуре, грамматике, словаре и связной речи. На данном этапе в основном использовались дидактические речевые, словесные и настольно–печатные игры и упражнения.
Так мы активно использовали словесные и речевые дидактические игры по разным сторонам речевого развития.
Использование схем, моделей повышает самостоятельность детей при составлении рассказов. Так, например, замечено, что Степа, который раньше не мог составить рассказ без помощи вопросов взрослого, пользуясь схемой, стал сам составлять небольшой описательный рассказ. Даша при составлении рассказа Ксюшей заметила, что она забыла сказать о материале, из которого изготовлена посуда, пользуясь схемой описания посуды. То есть работа по использованию схем-моделей продолжалась.
Когда дети закрепили свои представления, мы перешли к третьему этапу. На данном этапе мы используем игры, элементарные проблемные ситуации, продолжаем использовать схемы - модели. Главная цель данного этапа - это обобщение представлений детей и переход знаний в другие виды деятельности.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры на развитие разных сторон речи детей. Так не просто учим стих, потешку, а говорим ее тихо и громко, медленно и быстро.
Вечером или на прогулке мы говорим с детьми об играх, в которые они любят играть, об их друзьях. Особое внимание уделяем молчаливым, скромным детям. Например, Сереже. рассказали, как любили играть в детстве и спросили: «А какие игры у тебя любимые?». После беседы с мальчиком организовали совместную игру с мячом. Мы не просто кидали, катали, отбивали мяч, но и побуждали ребёнка называть эти действия.
Речь детей обогатилась разнообразными словами и выражениями, запомнившимися на занятиях и в повседневной жизни. Дети стали уверенными в общении, разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные темы: о погоде, о проведённом дне, о покупках, о посещении театров, о предполагаемом отпуске на Чёрном море и т. д.
То есть речь стала неотъемлемой частью деятельности и самой жизни маленьких детей.
Родители являются участниками образовательного процесса. Поэтому так важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного развития речи детей.
В процессе наблюдения за общением родителей с детьми мы уделяли особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей.
В работе с родителями мы отдаём предпочтение индивидуальной форме взаимодействия с каждым членом семьи, подобрав для этого соответствующую ситуацию.
В конце года наблюдается положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище, исчезла смягченность звуков у некоторых детей. Появился интерес детей к самому слову, они с удовольствием выделяют звук в начале слова, делят слова на слоги. Видна яркая положительная динамика речевого развития детей.
Таким образом, результатами проделанной работы стали:
1) улучшение чистоты произношения звуков родной речи детьми.
2) обогащение словарного запаса детей.
3) развитие связной речи детей (умение пересказать сказку, составить короткий описательный рассказ об игрушке).
4) развитие умения детей описать игрушку, пользуясь простыми предложениями.
5) развитие умения звукового анализа слов (выделение звука в слове, нахождение первого звука, придумывание слова со звуком и т. д.)
То есть, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития речи каждого ребенка.