Наталья Пангина
Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Пангина Н. С., Шошина Т. В.
В настоящее время работа логопеда уже не представляется без использования компьютерных технологий. Компьютер и интернет- ресурсы необходимы нам для подготовке к занятиям, для создании собственных пособий, для общения с родителями воспитанников и коллегами. Занятия, проводимые с использованием ИКТ, всегда имеют большой успех у детей. На сегодняшний момент существуют различные компьютерные программы, позволяющие не только интересно продемонстрировать детям материал, но и выбрать форму его подачи (игра-квест, презентация в виде слайд-шоу с использованием анимации, видео-фильм, сказочное путешествие и т. д.). Наиболее часто в своей работе логопеды используют Microsoft Power Point - программу, позволяющую реализовать практически все педагогические замыслы, в то же время достаточно простую для ее овладения. Приведенный ниже конспект занятия посвящен Дню Космонавтики. Основываясь на многолетнем опыте работы, можно сказать, что проведение занятий на простом картинном материале не имело такого эффекта, как занятие с использованием ИКТ. Дети полностью погрузились в занятие и запомнили гораздо больше, нежели на аналогичном занятии, но без использования ИКТ.
Публикация «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях» размещена в разделах
Конспект интерактивного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Тема: День космонавтики.
Цель: Развитие словарного запаса по теме «День Космонавтики».
Задачи:
1. Актуализировать и обогащать словарный запас детей по теме «Космос. День космонавтики»;
2. Учить образовывать сложные слова путем сложения основ;
3. Учить префиксальному способу образования глаголов;
4. Актуализировать словарь прилагательных
5. Развивать внимание, память, мышление;
6. Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого и одногруппников;
7. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории покорения космоса советскими космонавтами.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация «День Космонавтики», поощрительные призы в виде раскрасок, аудиозапись мелодии для исполнения частушек.
Словарь:
Существительные: космос, астроном, космонавтика, орбита, искусственный спутник, планета, ракета, орбитальная станция, луноход, марсоход, планетоход, вездеход.
Глаголы: взлетела, полетела, подлетела, облетела, влетела, стартовать, праздновать, подготовить, готовиться, изучать, наблюдать, изобретать.
Прилагательные: храбрый, отважный, смелый, любознательный, бесстрашный, умный, выносливый, дружный, сильный, дисциплинированный, ответственный, решительный, здоровый.
Наречия, предлоги, числительные: вокруг, первый, второй, третий, обратно, В, К, С, На, Из.
Ход занятия
1. Организационный момент
(1 слайд)
-Здравствуйте, ребята.
День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с земли отважный.
-Ребята, а вы знаете, какой в апреле мы отмечаем праздник?
2. Сообщение темы.
-Совсем скоро, уже в эту субботу мы будем праздновать 12 апреля – День космонавтики.
-А что такое космонавтика? (Космонавтика- наука о космических полётах).
-Сегодня мы с вами поговорим о космонавтике и о людях, которые осваивали и изучали космическое пространство.
3. Беседа по теме.
(2 слайд)
-Давным-давно, когда человек был очень древним, много не знал и многое не умел, он смотрел в ночное звездное небо, любовался на звезды и думал, что это глаза богов смотрят на землю и наблюдают за ним, человеком.
Так прошло много лет….
(3 слайд)
- Человек изобрёл подзорную трубу, телескоп, чтобы наблюдать за звёздами и планетами.
Людей, которые изучали небесные объекты, например, звезды, планеты и их спутники стали называть астрономами.
(4 слайд)
-Ещё древние астрономы могли наблюдать, что в космосе наша планета не одинока, вокруг нашего солнца вращаются и другие планеты.
(5 слайд)
-Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Каждая планета движется по своему пути – по орбите.
(6 слайд)
-Шло время. Люди изобрели самолет, научились перелетать с одного материка на другой, но мечта посетить другие планеты не оставляла Человека.
Почти 100 лет назад жил Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. О своих расчетах и чертежах он рассказал в научных книгах
(7 слайд)
-Через много лет русские учёные под руководством конструктора Сергея Павловича Королёва создали ракету, которая смогла подняться так высоко, что достигла космоса.
(8 слайд)
-Ракета была сконструирована так, что она могла взять с собой на орбиту любой груз.
(9 слайд)
-Первым в космическое пространство был запущен искусственный спутник земли.
На нём учёные установили специальные приборы. Спутник пролетал вокруг земли и издавал сигналы, которые улавливали радиоприемники на всей Земле. Это была первая победа в освоении Человеком космоса!
(10 слайд)
-Учёные готовились отправить человека в космос. Были отобраны самые лучшие, самые смелые и опытные летчики страны, но учёные решили, что в космос сначала полетят животные. Была запущена ракета с собаками лайками Белкой и Стрелкой на борту. Они благополучно вернулись на землю. Это была вторая победа человека в освоении космоса!
(11 слайд)
-12 апреля 1961 года 53 года назад мечта Человека побывать в космосе сбылась! Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин успешно облетел вокруг Земли на ракете «Восток».
Полёт в космос человека стал важным событием для всего мира.
Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.
4. Исполнение детьми частушек.
(12 слайд)
-Давайте и мы с вами присоединимся к этому торжеству. Наши ребята приготовили частушки и сейчас споют их для вас.
5. Рассказывание детьми стихотворений.
-Ребята, а вы запомнили имя первого космонавта? А теперь мы послушаем стихотворения. Посвященные Юрию Гагарину и космонавтике.
6. Беседа (продолжение)
(13 слайд)
Юрий Гагарин первым увидел, как выглядит наша Земля из космоса. Сквозь голубоватую дымку на ней видны моря и океаны, материки и суша. В некоторых местах поверхность Земли как будто смята, она вся в складках и трещинах. Здесь поднялись выше облаков горы. Их вершины ярко блестят под лучами солнца, потому что покрыты вечными снегами.
7. Интерактивная игра «Ракета»
-Скажите, на чем космонавты совершают полёт в космос?
Посмотрите, наша ракета уже готова к старту. Давайте дадим обратный отсчет: 5-4-3-2-1! Пуск!
(14 слайд) Ракета с Земли (взлетела).
(15 слайд) Ракета в космос… (полетела).
(16 слайд) К планете (подлетела).
(17 слайд) Вокруг планету (облетела).
(18 слайд) В облако космической пыли… (влетела).
(19 слайд) Из облака космической пыли… (вылетела).
(20 слайд) Ракета к Земле (подлетела).
(21 слайд) Время космической экспедиции закончилось и космонавты на Землю обратно (прилетели).
8. Дидактическое упражнение «Подбери слово-признак»
(22 слайд)
-Какими должны быть люди, отправляющиеся в космос? (храбрыми, отважными, смелыми, бесстрашными, умными, выносливыми, дружными, сильными, любознательными, дисциплинированными, ответственными, решительный, здоровыми).
9. Физкультминутка
«Чтобы в космос полететь, надо многое уметь,
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень.
Влево, вправо повернуться, наклониться, разогнуться.
Приседать и поскакать, а потом бежать, бежать.
Тихо, тихо походить, сесть и ушки навострить».
(дети выполняют движения в соответствии с текстом и по показу взрослого).
10. Беседа (продолжение).
(23 слайд)
-Луна – наш самый близкий сосед по космосу. Луна – спутник Земли. Она всегда манила людей – такая близкая и в то же время далекая. О путешествии на Луну мечтали учёные и космонавты.
(24 слайд)
-20 июля 1969 года 45 лет назад человек впервые высадился на Луне. В экспедиции участвовало трое американских астронавтов. На посадочной площадке они прикрепили карту Земли и табличку с надписью: «Здесь люди с Земли впервые ступили на Луну. Мы пришли с миром от всего человечества».
Экспедиция на Луну стала третьим значимым событием в истории освоения космоса.
11. Интерактивная игра «Два слова сложи - новое получи»
-Для освоения планет ученым требуются специальные машины-роботы. А как они называются, вы сами нам скажите. Я назову вам 2 слова, вы их соедините в одно, оно и будет названием машины-робота.
25 слайд Луна – ходить (Луноход)
26 слайд Марс – ходить (Марсоход)
27 слайд Планета – ходить (Планетоход)
28 слайд Везде – ходить (Вездеход)
12. Беседа (продолжение).
(29 слайд)
-Ученые сконструировали космический дом для астронавтов орбитальную станцию.
Орбитальная станция рассчитанный на долгий срок жизни. Станция так и называется «Долговременная». Отсюда удобно наблюдать за погодой, изучать поверхность Земли и дно океанов, вести разведку полезных ископаемых. На борту орбитальных станций космонавты могут жить много месяцев.
Сейчас на орбитальных станциях работают экипажи космонавтов из разных стран.
(30 слайд)
-Скажите еще раз, кто первый полетел в космос? (Юрий Гагарин)
-А вы знаете имя первой женщины, побывавшей в космосе? (Валентина Терешкова)
(31 слайд)
Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?
-Алексей Архипович Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут.
(32 слайд)
-Для чего люди изучают космос?
Учёные мечтают о создании космических фабрик и заводов. В невесомости можно производить материалы с удивительными свойствами: очень чистые и очень прочные. Привозить все необходимое и увозить готовую продукцию будут космопланы – крылатые космические корабли.
(33 слайд)
А самое главное, это поможет освободить от вредного производства нашу планету, сохранить ее как можно дольше чистой и зеленой.
13. Итог занятия.
(34 слайд)
-Содержательный.
-Ребята вспомните и назовите самые важные, значимые достижения (победы) человека в освоении космоса.
-Деятельностный.
Оценка работы детей на занятии, вручение детям раскрасок на космическую тему.