Ксения Рудь
Использование квест-игры на занятиях внеурочной деятельности «Мой край родной». Якутия
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся, согласно ФГОС НОО, является духовно-нравственное направление, которое в СОШ №2 реализуется посредством занятий внеурочной деятельности «Мой край родной».
Публикация «Использование квест-игры на занятиях внеурочной деятельности „Мой край родной“, Якутия» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты для школьников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение в школе
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Якутские игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Целью данного курса является создание условий «для углубления и расширения основ духовно – нравственного воспитания обучающихся, которые в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся патриотизм, будут любить свой родной край, дорожить его культурно-историческими ценностями».
Одной из форм организации патриотического воспитания на занятиях внеурочной деятельности «Мой край родной» является квест-игра с элементами проектной деятельности.
Квест (англ. quest) в переводе с английского языкаозначает «поиск», «искомый предмет». Созвучный глагол «toquest» переводится как «искать», «разыскивать» - этоодин из основных жанров компьютерныхигр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Таким образом, в нашей работе под «квест-игрой» мы будем понимать особый вид интеллектуальной игры, во время которой участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели (в данном случае создание своего проекта).
Цель квест-игры как формы организации внеурочной деятельности : активизироватьв игровом виде познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Рассмотрим данную форму работы при изучении второго раздела программы внеурочной деятельности «Мой край родной» для 3-4 классов в условиях Южно-якутского региона - «Природа края» на примере темы: «Животные моего края».Учащиеся данной категории уже имеют определенные знания по разделу из курса окружающего мира, поэтому занятия по теме «Животные края» носят обобщающий и систематизирующий характер. На изучение данной темы отведено 2 часа, согласно программе внеурочной деятельности «Мой край одной».
Предварительно учащиеся посетили библиотеку и изучили предшествующую тему «Детские журналы». Дети пришли к выводу, что детских журналов очень много, но вот детских якутских журналов крайне мало. Ряд детских якутских журналов представлен одним видом - это журнал «Колокольчик».
Таким образом, перед учащимися ставится задача создать свой журнал. Каждая группа создаст свою страничку журнала о животных Якутии. Для того, чтобы реализовать данную задачу необходимо пройти ряд испытаний от священного якутского духа, хозяина и хранителя природы Байаная, который обладает большой мудростью и если его «задобрить» правильными ответами и внимательностью, решая загадки, он может поделиться своими сокровищами - знаниями и тайнами.
Данный вид работы предполагает деление учащихся на 3 группы (в зависимости от количества учащихся, каждая из которых выполняет и впоследствии защищает свой проект на одну из тем: «Звери», «Птицы», «Насекомые».Чтобы определить тему своего проекта учащиеся выбирают закрытый конверт, внутри которого содержится разрезная картинка-пазл, собрав которую дети определяют тему. Очередность выбора определяется с помощью загадок на внимательность «кто первый даст ответ». Например, знает в мёде диком толк косолапый бурый … (Волк / Медведь); рыжий зверь в лесу живёт и в селе цыплят крадёт, лихо прячется в нору плут хвостатый – (Кенгуру / Лиса); кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это (Мишка / Белка).
Внутри своей группы учащиеся должны распределить роли: главный редактор (руководитель, распределяет роли, контролирует работу группы, юнкор (собирает и обрабатывает информацию, дизайнер (определяет вариант оформления работы, фотокоррекпондент (подбирает иллюстративный материал). После этого учащиеся приступают к решению загадок Байаная.
Задания «Загадки Байаная» направлены на реализацию межпредметных связей (с русским языком, математикой, окружающим миром, что позволяет устанавливать взаимосвязь между различными учебными предметами и тем самым формировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного предмета на другой:
1) установление лексико-грамматических категорий. Например, за мамой-лосихой топал. (лосенок); за мамой-лисицей крался. (лисенок, за мамой-ежихой катился. (ежонок, за мамою-белкой скакали. (бельчата,
волчица вела за собою. (волчат).
2) Найти закономерность и определить 4 лишний.
3) Отгадай сказу про животных.
4) Реши логическую задачу про животных.
После успешного решения каждой задачи от священного духа леса и тайги дети получают конверт с материалами и информацией, которые используют при создании своего проекта (в данном случае журнала).
В конвертах (для каждой группы свой конверт с выбранной тематикой) содержится материал, с которым учащиеся работаю по созданию своего проекта:
1) разрезные картинки;
2) название животных (необходимо соотнести название и картинку);
3) описание животного (необходимо соотнести описание с картинкой и названием). Оформляется рубрика «Интересные факты».
4) поврежденный текс, посвященный одному из животных, занесенных в Красную книгу Якутии. Таким образом, проводится работа по оформлению рубрики «По страницам красной книги».
Каждая группа оформляет свою страничку одного общего журнал о животных Якутии и готовит презентацию своей работы другим участникам. В результате мы получаем общую коллективную работу. В завершени учащиеся подводят итог своей работы, выбрав одну из бабочек: зеленую (блестяще справились с работой без затруднений), желтую (имели место быть небольшие затруднения), красную (совсем не справился с работой, все было не понятно).
Таким образом, использование данной формы организации внеурочной деятельности позволяет формировать универсальные учебные действия и самое главное, повышать функциональную грамотность учащихся, как интегративного качества личности, предполагающего наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и использовать свои знания на практике.
В процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных качеств, формирование исследовательских навыков, формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся в доступной, интересной форме.
В игровой доступной и очень интересной форме учащиеся приобщаются к культурному наследию своего края, узнают о его величии и красоте, учатся любить и ценить свою Родину, таким образом, решая задачи патриотического воспитания.
Список литературы и интернет-источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной»
3. Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест
4. Красная книга РС (Я) // https://республика-саха-якутия. рф/stati/flora-i-fauna/krasna-kniga-respubliki-saha-jakutija-zh.html
5. Животные Якутии // https://wildfauna.ru/tag/zhivotnye-yakutii