Получи документы

Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ

Дарья Коцарева
Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим

мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация

гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение

гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой

жизнью.

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим

гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как

к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов,

создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и

роста её духовного потенциала.

Публикация «Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ» размещена в разделах

Отличительная особенность современной России – её устремлённость в

будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало

понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к

свободному и творческому труду.

На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие

качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная,

коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность,

креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и

ответственность, а также самооценка и свобода поведения.

Среди актуальных проблем современности оказались вопросы

гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией,

психологической защиты и психологического здоровья.

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных

отношений между участниками образовательного процесса. Проблема

гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его

культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая

ориентация изменяет представление о целях образования, которое

транслирует ценности общечеловеческой и национальной

культуры. Это свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и

воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в

том числе и дошкольных образовательных учреждений.

Мы рассмотрим личностно-ориентированный подход к образованию как

одной из составных частей процесса гуманизации.

Прежде чем подробнее остановиться на личностно - ориентированных

технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология

вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.

Технология” в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.

Techno -искусство, мастерство logos- наука, закон

Технология обучения – это :

Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и

предъявления учебной информации.

Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе

обучения с использованием необходимых технических и информационных

средств.

Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле,

мастерстве (толковый словарь).

Содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных,

инструментальных и методологических средств, используемых для

достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Модель совместной педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего

комфортность условий для учителя и учащихся (В. М. Монахов).

Описание процесса достижения планируемых результатов

обучения (И. П. Волков).

Система, включающая некоторое представление ПРО, средств

диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной

модели для конкретных условий (В. В. Гузеев).

Технология обучения –

системная категория, структурными

составляющими которой являются:

цели обучения;

содержание обучения;

средства педагогического воздействия;

организация учебного процесса;

ребёнок,

педагог;

результат деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является

позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со

стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий :

авторитарные технологии;

дидактоцентрические технологии;

личностно-ориентированные технологии, в рамках которых

самостоятельными направлениями

выделяются гуманно-личностные

технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного

воспитания.

Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности

личностно-ориентированных технологий и условия их применения в

образовательном процессе ДОУ.

Личностно-ориентированные технологии

Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED

EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и

педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил

своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной

педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в

видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по

Роджерсу: эмпатия, т. е. сопереживание, проникновение в мир другого

человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его

таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке

часто вместо термина “личностно - центрированного” образования

используется термин “ личностно-ориентированное” образование, между

которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом

сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки

более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и

рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие

и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных

особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда

следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр

образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных,

бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её

природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только

субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной

системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие

технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-

личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение,

исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку,

оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества

реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях

педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели,

содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества,

сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание

на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности.

Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию

субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего

воздействия.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 11:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Коцарева (УИ 3399144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД