Николаева Анастасия
Использование игровых технологий в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка»
Использование игровых технологий в образовании.
Подготовила воспитатель:
Николаева Анастасия Владимировна
Мытищи 2020
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А. С. Макаренко.
Публикация «Использование игровых технологий в образовании» размещена в разделах
В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ :
- необходимость объяснения родителям важности игры;
- обеспечение безопасного пространства для игры;
- наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.
Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии :
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений
за счёт собственной активности ребенка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
3. Сделать воспитательный процесс управляемым.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Существует 3 основных метода проведения таких игры:
Словесный. - Воспитатель должен максимально понятно и интересно описывать игровые действия. При этом он не должен использовать сложные предложения, непонятные слова. У таких игр должен быть максимально интересный сюжет.
Наглядный. - Такие приемы основаны на зрительном восприятии. Это очень эффективный метод, так как ребенок всегда видит мир более красочно и ярко. Соответственно в ходе игрового процесса нужно использовать интересные картинки, предметы, образы. Допускается использование видеоматериалов.
Практический. - Такие методы очень похожи на наглядные. После проведения игры педагог должен попросить детей выразить свои эмоции от игрового процесса в виде поделок, аппликаций, красочных рисунков. Все, что сделали дети можно разместить на полках, чтобы они могли любоваться и гордиться своими творениями. Также к практическим занятиям можно отнести лепку, рисование. Дети могут мастерить различные предметы.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и
и систематическое общение педагога и детей.
Использование игровых технологий :
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
Этапы игровых технологий.
1 этап. Разработка игры
- описание игры,
- подготовка материального обеспечения.
2 этап. Знакомство с игрой.
- постановка дидактических целей,
- распределение ролей.
3 этап. Работа над заданием.
- образовательная деятельность подчиняется правилам игры.
4 этап. Анализ и обобщение.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:
- восприятие,
- внимание,
- память,
- воображение,
- мышление.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Современные игровые технологии в детском саду, которые составлены по ФГОС, отличаются разнообразием и соответствием запросов учеников разных возрастных групп. При правильной организации процесса можно добиться высоких результатов. Это значительно облегчает адаптацию ребенка к взрослой жизни и облегчает взаимодействие между дошкольником и его родителями.