ГАЛИНА ЛОГИНОВА
Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАНДАЛ ПРИ РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ
Логинова Галина Анатольевна, воспитатель (первая квалификационная категория)
МБДОУ «Детский сад № 395» г. о. Самара
В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных детей, детей из неблагополучных семей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Как же помочь детям преодолеть свои страхи? Как научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим? Как помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения? В этом поможет метод раскрашивания мандал! С помощью мандалатерапии дети смогут научиться сосредотачиваться, успокаиваться, учиться контролировать свои эмоции, концентрировать своё внимание, развивать творческое мышление, мелкую моторику рук. Слово «мандала» в переводе означает «круг», это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы. Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности. Мандалотерапия – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия. Мандалотерапия включает в себя : раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки. С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Во время раскрашивания мандал детям включают спокойную музыку.
Публикация «Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей» размещена в разделах
Как можно использовать мандалы при повышенном уровне тревожности :
I.Раскрашивание готовых мандал - раскрасок
1. Детям предлагают самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных педагогом.
2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания:
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- краски.
3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, а педагог осуществляет принцип невмешательства в работу детей.
4. Педагог не оценивает работы детей.
5. Дети дают название своей выполненной работе.
6. Дети дают описание своей работе, могут рассказать о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.
II.Cоздание собственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки
Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. При работе с пуговицами детям предлагается ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру. Так же дети выкладывают мандалы : из шишек, камешков, ракушек, листьев, различных круп (пшено, фасоль, горох, манка, рис, мозайки. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.
Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Работа с мандалой приносит детям радость, развивает внимательность, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развитию воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию психофизического напряжения, снятию внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней, снизить детскую тревожность.
Я использую мандалотерапию в работе с детьми моей старшей группы, дети с удовольствием раскрашивают раскраски мандалы, создают свои мандалы из круп, мозайки, песка, пуговиц, природного материалы. Дети стали более спокойными и уверенными, внимательными и чуткими друг к другу.
А сейчас я бы хотела поделиться своим опытом работы с вами. Я приглашаю 10 желающих на мастер класс по изготовлению мандалы. Подходите ко мне и доставайте из волшебного мешочка номер задания, а я познакомлю вас с заданием, которое вам предстоит выполнить.
Задания участникам мастер класса:
1. раскрасить раскраску мандалу фломастерами;
2. выложить мандалу из мозайки;
3. раскрасить раскраску мандалу цветными карандашами;
4. выложить мандалу из камушков;
5. раскрасить раскраску мандалу восковыми мелками;
6. выложить мандалу из пуговиц;
7. раскрасить раскраску мандалу акварельными красками;
8. выложить мандалу из различных круп;
9. раскрасить раскраску мандалу цветными гелевыми ручками;
10. выложить мандалу из цветного песка.
(Во время выполнения участниками создания мандал, включить спокойную музыку). Вот вы узнали о мандалотерпии и попробовали сделать свою мандалу. Очень надеюсь, что вам понравилось, и вы будете использовать мандалотерпию в работе с детьми, творческих вам успехов. Спасибо, за внимание!
«Литература»
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб. : Речь, 2002.-144с.
2. Коновалова Н. Л., Матвеева Н. Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн. : «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М. : Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.
3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М. :Теревинф,1997.-341.
4. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С. 18-19.
5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 29-31.
6. Юнг К. Г. О символизме мандалы. /М. : Рефл - бук; К. : Ваклер,2002.-С. 95-182.