Папки-передвижки

Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников

Ольга Андреевна Гегеня
Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В ФГТ заложено кардинальное изменение подходов к педагогической реальности: от занятий — к образовательной деятельности. Если вспомнить классические работы Л. С. Выготского, ребенок-дошкольник должен заниматься лишь тем, что ему интересно. Он усваивает лишь значимую для себя информацию. Только такие — самостоятельно выбранные — формы деятельности действительно обеспечивают ему развитие.

Публикация «Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования интегративных качеств дошкольников Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. С рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей высокая, но самостоятельно они еще не могут найти ответы на свои вопросы – им помогают педагоги. Наши педагоги в своей работе используют методы проблемного обучения: вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер. Взаимосвязь между разделами программы не дает такой высокой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Суть взаимодействия семьи и детского сада заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Принято считать, что по отношению к детскому саду родители делятся на 3 группы:

Отрицательно относятся к ДОУ, к педагогам,

проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто

Помощники, добросовестны, активны,

заинтересованы, готовы в любую минуту прийти на помощь

Потенциальные помощники, они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать

Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе, используются разнообразные формы взаимодействия с семьей, одна из которых совместная реализация проектов

Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению проблем. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Проектная деятельность в ДОУ стала приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным

Так же метод проектов мы стали рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Но, внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства

Внедряя метод проекта в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили цель и задачи:

Цель:

Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.

Задачи

Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.

Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.

Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы:

Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс и методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов. Реализация поставленных задач проходила с учетом того, что Проект – это пять «П» Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов :

Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, музыкального зала и т. п.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Проблема, проектирование (планирование, поиск информации, продукт, презентация.

Создание и реализация проектов проходит по определенной схеме: Тема и ее происхождение, смежные образовательные области и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта, необходимые материалы и создание развивающей среды, вопросы к детям по предлагаемому проекту- Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на наши вопросы?

Для определения эффективности реализуемого проекта, мы определили критерии внешней оценки проекта

• Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике

• корректность используемых методов, исследования методов обработки получаемых результатов

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

• коллективный характер принимаемых решений

• характер общения и взаимопомощи участников проекта;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

• эстетика оформления результатов проекта;

• практическая целенаправленная деятельность, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта детей.

Благодаря данным критериям всем участникам проекта предоставляется возможность оценить и проанализировать реализуемый проект : Что нового узнали? (с точки зрения детей и родителей, а также внести предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Сейчас, работая по методу проектов около двух лет, можно сделать следующие выводы:

Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Детство. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

Таким образом, мы сформулировали основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

В центре внимания – ребенок.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.

Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.

Изменился стиль общения взрослого с ребенком.

Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Организация управленческой деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Исследовательско-игровой проект : «Богатство осени»

(среднесрочный)

Тема проекта Формирование культуры ЗОЖ дошкольника

Направление Формирование состояния психологического комфорта у воспитанников детского сада через арттерапевтическую технику игры с песком

Название организации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №134

Юридический адрес, телефон 634049 г. Томск ул. Иркутский тракт 51/1

Ф. И. О. автора, должность Ст. воспитатель: Гегеня О. А., Воспитатели: Мезенцева Г. А., Маточкина М. И., Мамкова С. В. учитель-логопед: Масютенко Н. А.

Краткое описание проекта Создание условий для повышения познавательно-речевой активности дошкольников, актуальное исследование окружающей жизни осенью

Участники проекта Участники : воспитатели групп, учителя-логопеды, педагог-психолог

Целевая аудитория: воспитанники и их родители

Сроки реализации проекта С 09.09 2012г. по 17.10.2012г.

Цель проекта Развитие познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта 1. Формировать обобщенное представление о времени года «Осень» на основе различных признаков: изменений в неживой природе, изменений в растительном мире, изменений в живом мире

2. Систематизировать умения наблюдать за явлениями природы и устанавливать связи между ними

3. Расширять и активизировать словарный запас детей по обобщающей теме «Осень».

4. Закреплять правильное употребление в речи относительных прилагательных.

5. Развивать художественные творческие способности, интеллект, мелкую моторику детей с помощью разных видов деятельности.

6. Способствовать формированию у дошкольников потребности в расширении представлений и их совершенствовании.

7. Совершенствовать коммуникативные качества, фантазию, воображение.

8. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, природе.

Основные мероприятия Практическая деятельность.

1. Опыты по элементарной поисковой деятельности с песком и глиной.

2. Игры - эксперименты с овощами и фруктами

3. Проведение цикла интегрированных игровых ситуаций: «Волшебница осень», «Подарки осени», «Сохраним урожай», «Витамины вокруг нас», «Осень золото роняет»

4. Изготовление родителями и детьми поделок из бросового природного материала, овощей и фруктов

5. Проведение совместных игр с родителями: «Фруктовый салат», «Вот так варенье!», «Самый вкусный рецепт»

Ожидаемый результат 1. У детей сформируется обобщенное представление об осени;

2. Воспитанники смогут самостоятельно находить причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, будет происходить формирование интегративных качеств личности ребенка.

3. Расширится словарный запас детей по теме: «Осень»

4. У дошкольников появится желание в расширении представлений путем нахождения новой информации совместно с родителями об объектах природы.

5. Дошкольники научатся использовать свои знания в нестандартных ситуациях.

6. Воспитанники научатся с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных работ.

7. У детей возникнет желание заботится о природе, беречь ее.

В качестве оценки развития проекта и его результативности можно использовать - разработанные методические материалы;

- дидактические пособия и наглядные материалы;

- пополнение развивающей среды атрибутами к играм.

Продукт (итог) проекта Интегрированные проблемно игровые ситуации в соответствии с возрастом детей: «Осенние приключения», «Поможем Мише», «Подарки осени», «Путешествие в осенний лес»

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 23 декабря 2012 в 16:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андреевна Гегеня (УИ 51101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД