Анна Кутенкова
Использование метода проектов в деятельности дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В 2013 г. утвержден Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования, который предоставил возможность перехода на более качественный уровень образования. Дошкольное образование – стало первой ступенью общего образования. Исходя из стандарта, все программы общего образования должны быть преемственны и взаимосвязаны. На плечи воспитателей, логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных работников ложиться сложнейшая задача – создать условия для овладения основных целевых ориентиров, прописанных во ФГОС. Эти ориентиры направлены на становление успешного воспитанника дошкольного образовательного учреждения обладающими такими качествами как: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность [5].
Публикация «Использование метода проектов в деятельности дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Актуальным для деятельности дошкольных образовательных учреждений является создание условий для реализации таких образовательных областей, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Перед педагогами возникла необходимость перехода от традиционных форм и методов воспитания к более продуктивным, способствующим полноценному развитию личности.
Одним из таких методов является метод проектов. Первым о методе проектов заговорил Дж. Дьюи, американский педагог демократ в начале XX века. Развил и продолжил эту тему профессор педагогики У. Х. Киллпатрик, который и разработал так называемую «проектную систему обучения». Суть её заключалась в следующем: дети совместно с воспитателем исходя из своих интересов, выбирают тему проекта, и находят совестные способы её изучения. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-х годов XX века: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной и др. Советские педагоги считали, что идеологически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой [2].
В системе отечественного школьного образования метод проектов возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С, Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» [6].
Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности раскрыта в пособии Н. Е. Вераксы и А. Н. Вераксы «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В данной книге подробно описаны типы проектной деятельности : исследовательская, творческая и нормативная, используемые в практике ДОУ; приведён анализ занятий по проектной деятельности [4].
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции деятельности педагога и воспитанников на основе выполнения единого проекта. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) [5].
В МБДОУ «Детский сад №100» (п. Застепь, Забайкальский край) в 2015 г. был реализован проект летней оздоровительной работы «Разноцветное лето», который основан на реализации краткосрочных проектов. Целью проекта являлось создание максимально эффективных условий, содействующих: охране и укреплению здоровья; предупреждению заболеваемости и травматизма детей; обеспечению оптимальной двигательной активности; эмоциональному, личностному и познавательному развитию дошкольников в летний период; использованию эффективных форм и методов для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в совместных мероприятиях с родителями.
Приказом администрации ДОУ был утвержден план, в котором летние месяцы были распределены на краткосрочные проекты, такие как: «Неделя сказок», «Неделя родного края», «Неделя хлеба», «Неделя пожарной безопасности и Правил дорожного движения», «Неделя природы», «Неделя воды и цветов», «Неделя хороших манер» и др. Был предоставлен план примерных мероприятий, который включал все образовательные области, в контексте тематики конкретной недели.
Участниками проекта являлись воспитанники ДОУ, педагоги, родители. Самыми младшими участниками проекта «Разноцветное лето» стали воспитанники ясельной группы «Солнышко».
С детьми были проведены различные беседы, организованы сюжетно-ролевые и подвижные игры, лепка, рисование, просмотр мультфильмов и презентаций максимально приближенных к тематике недели. Были вовлечены родители в создание альбома «Родной край», в создание выставок рисунков и поделок.
В конце августа подведены итоги летней оздоровительной работы. Воспитатели представили фото отчеты в виде презентаций. По нашему мнению, недостатком проекта «Разноцветное лето» было создание общей тематики, которая не учитывает возрастные особенности детей 2-3 лет. Сложно было реализовать такие недели как «Неделя пожарной безопасности и Правил дорожного движения», «Неделя России». Беседы, игры, литература были сложны для восприятия детей данной возрастной группы. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что особенности данного возраста, не могли позволить детям полноценно включиться в реализацию проекта, вот почему первостепенным является учёт возрастных особенностей при применении различных методов и форм в ДОУ. Наиболее благоприятными для восприятия были недели «Неделя сказок», «Неделя воды и цветов», «Неделя любимой игры и игрушек».
Следовательно, при реализации метода проектов (как и при использовании любых других форм и методов деятельности) необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так, детям 2-3 лет присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, речь находится на стадии формирования, обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния, внимание, мышление, память – непроизвольны [1].
Ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации [4].
В заключении можно сделать вывод, что только при учёте возрастных условий воспитанников метод проектов в ДОУ будет давать педагогические эффекты: содействовать развитию творческого мышления, логики, умений совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков.
Список литературы
1. Возрастные психологические особенности детей 2-3 лет. [Электронный ресурс] –URL : https://pandia.ru/text/78/334/393.php
2. Иванова Н. М. Проектная деятельность. [Электронный ресурс] – URL : https://konkurs-dlya-pedagogov2015.ru/proekt
3. Квашнева Т. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Электронный ресурс] –URL : https://www.maam.ru/detskijsad /metod-proektov-kak-inovacionaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html
4. Миляхова О. В. Метод проектов как новая высокоэффективная форма взаимодействия всех участников образовательного процесса. [Электронный ресурс] –URL :https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/05/kvalifikatsionnaya -rabota-o-metode-proektov-v-dou
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – URL : https://dsad12.ru/fgos
6 Шапатина Т. В. «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» [Электронный ресурс] –URL : https://pandia.ru/text/78/113 104983.php.