Маракулина Марина
Использование метода теневого театра в работе психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Театр теней очень старинное изобретение, я думаю, что еще древние люди у своих костров рассказывали какие-то истории, используя причудливые тени на стенах пещеры. Однако родиной зарождения теневого театра считается Китай, первое упоминание о нем в легендах относится к 156 году до нашей эры. Однако театр теней до сих пор не оставляет равнодушным ни одного ребенка, да что уж говорить, нравится он и взрослым. Лампа, картонка, палочки и немного магии… и вот уже дети, привыкшие к ярким картинкам на гаджетах, завороженно следят за рождением Сказки. А если Сказку придумать самим вместе с родителями или педагогом? А что будет, если все, что нужно, от декораций до кукол, дети создадут сами?
Публикация «Использование метода теневого театра в работе психолога» размещена в разделах
Подобно Питеру Пену, который искал и нашел свою непослушную Тень, ребенок может на метафорическом уровне проявить и «присвоить» некоторые неосознаваемые стороны своей личности, трансформировать механизмы поведения и взаимодействия с другими.
Очень большим преимуществом этого метода является его бюджетность и возможность изготовления самостоятельно.
Как можно использовать данный метод в работе психологу? Для себя я выделила несколько сторон использования этого метода в работе с клиентами (как с детьми, так и со взрослыми):
1. Диагностическая работа
2. Развивающая работа
3. Коррекционная работа
Создание кукол теневого театра можно сравнить с проективными методиками, такими как «Рисунок несуществующего животного» или «Скульптура семьи». Я заметила, что рисовать силуэты людям почему-то легче, их это совсем не пугает и даже вдохновляет. В ходе подготовки к спектаклю, ребенок может построить целый мир, рассказывая, где живёт, чем питается, с кем дружит и т. д.
Если использовать теневой театр как средство развития ребёнка, можно придумать невероятное количество различных занятий, интегрированных с логопедическими, творческими, сенсомоторными и другими. Его можно использовать в качестве сюрпризного момента при предъявлении новой темы. Возьмем всеми нами любимые фрукты и овощи. Если создать такие персонажи, как яблоко, груша, помидор, тыква, огурец, сделать грядку и дерево, то нетрудно при помощи них организовать сортировку. Что является фруктом, а что овощем, что где растет? Причем, ведущим может быть, как педагог, так и кто-то из детей. По такому же принципу можно отрабатывать диких и домашних животных, геометрические фигуры, счет и многое другое.
Но наиболее широко я использую этот метод конечно в коррекционной работе. Остановимся немного подробнее на этом. Преимуществом этого метода в работе психолога является его универсальность. Он подойдет и для дошкольников и для подростков, и для родителей. Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы в парах, подгруппах и даже больших группах. Можно организовать занятие в разновозрастных группах и оно также будет эффективно. Согласитесь, что это очень большой плюс, особенно при работе в условиях учреждения интернатного типа. Приведу примеры моей коррекционной работы в данной технике.
Работа со страхами, тревожностью.
Мы инсценируем с детьми какие-то наиболее эмоциональные сюжеты, используя при этом стихи, песенки, марионетки, игрушки оригами или простые трафареты. Я показываю ребятам, какие причудливые формы могут приобретать тени на стене, они фантазируют, на что они похожи. При этом обязательно фиксируем, какие чувства возникают у ребят в процессе игры. Особое внимание уделяю дыханию ребенка, его позе, выражению лица, жестам, интонации.
Работа на командообразование.
В ходе подготовки к спектаклю развивается память, речь, внимание, и конечно же умение работать в команде, умение договариваться, общаться друг с другом в позитивном ключе. Ещё я практикую так называемый «театр одного актера», когда весь спектакль показывается одним человеком, а потом с группой зрителей проходит его обсуждение, как обсуждение фильма, например. Таким образом, ребята учатся понимать, что чувствуют их одногруппники, сочувствовать им, поддерживать.
Гармонизация эмоционального состояния
Можно создать спектакль, содержание которого работает на нормализацию сна. По своему воздействию это можно сравнить с эриксоновским гипнозом.
Коррекция детско-родительских отношений.
Все мы понимаем, как сложно нам работать с нашими родителями. Как порой сложно установить с ними контакт, зачастую родители не настроены на традиционную работу, занимают негативистскую позицию и блокируют терапию. И вот в этом случае театр теней может выступить как средство налаживания контакта. Дело в том, что этот метод очень «понятен» родителям, независимо от уровня развития их интеллекта, от социального статуса, в теневом театре мы можем выступать на одном уровне с родителем, вызывая тем самым его доверие. Работая с парой «родитель-ребенок», я использую элементы сказкотерапии. Сказку можно выбрать из множества готовых историй, которые подходят к конкретной ситуации, а можно придумать свою, чтобы она наиболее точно соответствовала поставленной цели. В процессе работы ребенок начинает проецировать себя на своего героя, свою куклу, проживая вместе с ней историю. В конце занятия нужно провести анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.