Ольга Протопопова
Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Образование, по мысли английского философа А. Н. Уайнтхеда, это обучение искусству пользоваться знаниями. Современный дошкольник знает много, но лавина информации все растет. Возникает потребность не столько в самой информации, сколько в умении оперировать ею, находить необычные, нестандартные решения проблем, осознавать необходимость естественной смены представлений. Многие теории, явления, факты могут десятилетиями лежать в запасниках памяти, не находя практического применения. Нужен мостик между теоретическими знаниями дошкольников и вариациями их использования. И удачно построить этот мостик можно благодаря методам и приемам ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач была создана и проверена в процессе практического применения известным инженером писателем Г. Альшуллером в результате анализа больших массивов патентной информации и первоначально применялось для решения инженерно-технических проблем. Однако впоследствии она оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей дошкольников.
Публикация «Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В настоящее время большое внимание в дошкольной педагогике уделяется социализации ребенка в обществе, развитию его творческого потенциала. Это, прежде всего, сформированность коммуникативных способностей креативного мышления, творческих подход к решению проблем, умение адаптироваться к изменениям окружающей среды. Как научить ребенка жить в динамичном, быстро развивающемся мире, как научит его технологии творчества, сформировать черты творческой личности? Над этими вопросами я задумывалась давно и решила в рамках дополнительного образования организовать кружок «Маленькие фантазеры».
Именно такая форма работы по данному направлению как кружок, позволяет решать задачу по развитию творческих способностей детей.
Во-первых, работая с 10 детьми, я имею возможность использования индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (т. е. от простого к сложному). Занятия проходят в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Работа с детьми в рамках кружка рассчитана на два года.
Первый год обучения предполагает изучить следующие темы:
- Противоречия
- Системный оператор
- Метод маленьких человечков
- Ресурсы
- Сочинение загадок
С детьми пятилетнего возраста, учитывая их психофизиологические особенности, обучение, в основном, провожу в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играет направляющую и организующую роль. Продолжительность занятий 20-25 минут.
Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке, обучение навыку классификации.
В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу, возрастает познавательная активность и интерес, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, образовательная деятельность по ТРИЗ начинает «работать» и в других областях, и в повседневном общении.
Кружковую работу стараюсь организовать таким образом, чтобы она органично вписывалась в естественную жизнь детей, а не носила «академический» характер. В конце познавательной деятельности обязательно подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа. (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным)
Итоги подвожу в самых разнообразных формах
- играх (Интервью, Копилка новостей, Доскажи предложение)
- обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о …., а в следующий раз узнаем еще о)
- продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.
При этом стараюсь обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание образовательной деятельности с последующими режимными моментами. Также использую на занятиях специальную игрушку – Хрюшу (герой занятия, который «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме познавательной деятельности. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.
Родителей информирую о работе кружка. Готовлю и провожу консультации о том, как проводить индивидуальные познавательные упражнения на любом окружающем материале. Эти упражнения способствуют развивающему общению родителей с детьми.
Работу в кружке я провожу уже с третьим набором группы. Могу с уверенностью сказать, что на предыдущих детях были видны неплохие результаты. Дети стали более самостоятельными и любознательными, сообразительными и умелыми.
Было очень приятно, когда родители приходили в детский сад и говорили о том, что дети успешно прошли тестирование при поступлении в школу. Я думаю, ТРИЗ им в этом помог, ведь основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте - это привить ребенку радость творческих открытий, умение адаптироваться к окружающей среде.
Из всего выше описанного, хочется сделать вывод: жизнь, слава Богу, не стоит на месте. В этом ее драма – в этом же ее исторический оптимизм. Мечта о лучшей доле обычно закладывается в самые сложные, кризисные периоды жизни. Самое время, взаимообщаясь в творческом становлении с новым поколением, укрепить и себя, и детей социальной верой в целесообразность и благоразумие бытия в его движении к человеческому счастью и высшей гармонии.
Наработанные годами приемы и методы технического ТРИЗ могут с успехом использоваться в развитии у детей не только изобретательской смекалки, творческого воображения, но и восстановлении личности как таковой. Казалась бы, далекая от дошкольников теория изобретательской логики становится инструментом для развития их диалектического мышления. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерность происходящих процессов.
Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Писать и рассказывать о ТРИЗе можно много, но однажды, начав работать по этой методике, уже не представляешь работу по старому, ты видишь, что твоя жизнь и работа играют новыми красками.