Получи документы

Использование методов ТРИЗ в формировании школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста (4 фото)

Эльвира Волкова
Использование методов ТРИЗ в формировании школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование методов ТРИЗ в формировании школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста

Использование методов ТРИЗ в формировании школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста

Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Поступление в школу- переломный момент в жизни дошкольника, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений к окружающим, когда цетральное место занимает учебная деятельнсть. Современная школа требует от детей не столько каких либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению свои поведением, большой работоспособности.

Публикация «Использование методов ТРИЗ в формировании школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из главных задач в формировании школьно-значимых функций является формирование таких качеств- мышления, развитию творческих способностей, системность и диалектичность. Для развития этих качеств на занятиях, используются различные методы ТРИЗ,: мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, методика моделирования маленькими человечками, метод проб и ошибок, метод синектики,системный оператор.

Цель педагога –вывести ребенка к модели выпускника

«Модель выпускника» – итоговый результат дошкольного образования – представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет.

Если рассмотреть основные интегративные качества личности «модели выпускника» ДОУ, представленные в приказе № 655, то это, прежде всего:

• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

• любознательный, активный;

• эмоционально отзывчивый;

• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, го-сударстве, мире и природе;

• овладевший универсальными предпосылками учебной деятель-ности;

• овладевший необходимыми умениями и навыками.

Образ выпускника — это программа-минимум, позволяющая всем членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка.

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения

В последнее время в современном образовании главным концептуальным вопросом педагоги стал вопрос о формировании творческой личности подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Наметившая ныне тенденция к гуманизации образования способствует кардинальному изменению подходов к ребенку, который перестает быть лишь объектом приложения знаний педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса.

Естественно, что меняется и роль взрослого в этом процессе. Лишний раз мы говорим о том, какую роль в этом играют современные технологии и методики воспитания и обучения подрастающего поколения, и преже всего теория решения изобретательных задач – ТРИЗ. Они помогают ребенку стать личностью-свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не пасующией перед трудностями и неудачами, т. е. творческую личность, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. А ТРИЗ позволяет их снять, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

В наш детский сад ТРИЗ пришёл не с учебниками или методическими разработками, а с журналами «Дошкольное воспитание» и «Ребенок в детском саду». Изучив эти материалы, начали создавать условия для работы с использованием элементов ТРИЗ.

А теперь рассмотрим как влияют методы ТРИЗ-технологии на формирование основных потенциалов личности дошкольника и их школьно-значимых функций

• физическое,

• познавательно-речевое,

• социально-личностное,

• художественно-эстетическое

1 Физическое развитие.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни используем методы графической аналогии. Весьма эффективным приемом, помогающим дежурным самостоятельно выполнять свои обязанности, является схематичное изображение последовательности действий- алгоритм сервировки стола. В процессе самообслуживания- алгоритм последовательности в умывании и одевании. Для овладения двигательной культуры на занятиях по физической культуре,утренней гимнастике, спортивных играх и соревнованиях используем метод синектики (символическую и графическую аналогию). На переключение внимания помогают карточки-схемы с изображением символов основных видов движения (бег, прыжки, ползание, лазание, бег в парах, по одному и т. д). Эти методы позволяют ребенку самостоятельно организовать подвижные и споривные игры, развивают инициативность и способность к творческому самовыражению.

Эффективным методом при освоении детьми основ безопасного поведения являются методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, противоречий, символическая аналогия.

Непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности дошкольники учатся беречь свою жизнь и здоровье в различных жизненных ситуациях. В этом помогают модели (запрещающие и разрещающие знаки) правила поведения в природе, на улице; пиктограммы- алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи.

2. В познавательно-речевом развитии

в основном элементы ТРИЗ применяются в таких образовательных областях, как область «Познание», «Коммуникация».

В каждом ребёнке есть что-то особенное, и мы решили дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Начали такую работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л. А. Венгер «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки» и т. д.

Формируя элементарные математические представления у воспитанников подготовительной группы на основе этой системы, убедилась в том, что ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка). Занятиях по математике строятся на основе развивающих игр В. В. Воскобовича, З. А. Михайловой, Б. П. Никитиной, логических блоков Дьенеша, палочки Кюизенера (бельгийского математика). Все эти игры способствуют развитию к детей познавательного интереса, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности, креативности мышления, воображения, внимания, восприятия, логического и творческого мышления.

Конечно, перед каждым воспитателем стоит много задач, особенно при подготовке детей к школе. И прежде всего — это развитие речи ребенка. В этом неизменно помогают ТРИЗОвские методы. Главное — научить дошкольников четко излагать свои мысли. Особое значение в реализации этой задачи придается обогащению лексики (словарного состава языка, не только количественно, но и качественно: увеличению лексического запаса разными частями речи, словами, сходными по значению (синонимами) и противоположными (антонимами).

После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, мы решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании сказок с помощью схем. Эту работу начали со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Дети учились выделять в сказочных текстах мораль, жизненные правила. Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Герда с помощью друзей нашла Кая, а деньги и золотая карета принцессы ей совсем не помогли).

Затем пробовали с детьми придумывать сказки самим и схематично выкладывать их с помощью спичек и счётных палочек. Чтобы детям было интереснее, сделали трафареты – головы животных, которые дети использовали при выкладывании из спичек диких животных. Для усложнения задания использовались различные крупы (горох, рис, гречка, что позволило развивать не только мелкую моторику, но и дать простор для воображений и фантазий детей.

Начинали мы работу со спичками так: изготовили несколько схем для образца и предложила их скопировать (различные деревья, флажки, звёздочки, кораблики и т. д.). Дети легко справлялись с этими заданиями, им понравилась такая занимательная игра и я решила её усложнить. Детям было предложено выложить знакомую им сказку с помощью геометрических фигур и спичек (например, сказка «Заюшкина избушка»). Видя, как дети на глазах учатся фантазировать, воображать, я на занятиях начала вводить схематичное изображение сказки с помощью карандаша. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему. И это им удалось. Дети - просто молодцы!

Ведущая деятельность детей 3-7 лет – игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами ТРИЗ. Планируя сюжеты занятий, важно учесть возможность развития игр с учетом прохождения через пассивный, полуактивный, активный и автоматический этапы усвоения необходимых навыков.

Разные игры в детском саду воспринимались по-разному. Детей 4-5 лет увлекает разыгрывание сюжета, а детей 6-7 лет - элемент соревновательности. Но и в том и в другом случае игры хорошо воспринимались детьми и свою функцию выполняли. Игры "Теремок" "Держи вора!" "Маша-Растеряша" "Красная шапочка", которые развивают творчество и фантазию.

Готовясь к каждому занятию, проводим с детьми предварительную работу: чтение книг по теме и рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, со-здание выставок. В течение недели на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное время детьми изготавливаются различные поделки способами оригами, аппликации из бросового материала, различных конструк-торов. Итогом планомерной работы является не только получение детьми знаний, но и опыт разыгрывания сценок, сказок, различных историй. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети используют накопленные знания и по данной теме, и по всем пройденным.

Самое главное — вызвать у детей интерес к занимаемой деятельности, пробудить мотив к творческой деятельности. Придумать сюжет непросто не только для ребенка, но и для взрослого. Многие сюжеты нам подсказывают в первую очередь сказки, различные книги, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире знаний. Например, мы часто играем в путешествия и походы:

• поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят, стать ожившими деревьями, повстречаться с Лесовичком, Мальчишкой—Еловой шишкой, королем Боровиком, Кикиморой, Бабой Ягой и др. ;

-путешествие по разным сказкам («Гуси-лебеди», «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок» и т. д.);

- путешествие на сказочном транспорте: на ковре-самолете, на воздушном шаре, на машине времени, на сказочном корабле и пр.

Главный итог, ради которого совершаются все эти путешествия, — попасть в страну знаний, понять, что знания — это и есть главное богатство. Важно заострить внимание детей на нравственной стороне, в совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо. Не надо допускать чисто развлекательного характера игры на занятии, необходимо разъяснить смысл каждого события, спрашивать детей о том, как они его понимают.

Вся деятельность с детьми основывается на проблемном обучении, т. е дети должны испытывать радость познания, радость самостоятельных находок. При этом очень важна активная позиция воспитателя, главное умение заинтересовать детей, организовать их деятельность, продумать вопросы, направляющие мысль ребенка на достижение цели, получение нового знания на основе имеющихся, усвоенных ранее. В проблемном обучении педагог не должен стремиться переубедить ребенка и навязывать ему свое мнение. Необходимо выслушать все возражения, предложения, поощрить за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, и постепенно с помощью наводящих вопросов подвести детей к мысли, заключающей в себе новое знание.

Например: на вопрос «Страус- это птица или нет. Докажите, почему?». Дети отвечали и делали свои умозаключения : «Есть клюв, 2 крыла, 2 ноги, тело покрыто перьями, но птица не летает, потому, что тело большое и крылья не могут удержать его в воздухе». Создавая проблемные ситуации, стараемся побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы, и что очень важно, приучаю не бояться допускать ошибки.

Систематизировать, углублять и закреплять представления детей об объектах окружающего мира помогает «Волшебный экран». Так при работе с дошкольниками называют один из самых известных приемов ТРИЗ – системный оператор (многогранную схему талантливого мышления).

Системный оператор (девятиэкранник)

Прослеживание развития объекта во времени есть не, что иное как маленькая исследовательская работа. Взрослый задает вопросы по мере ответов детей в ту или иную часть таблицы (экрана) помещается карточка, на которой схематично отражено рассматриваемое понятие.

При заучивании стихотворений, рассказывании сказок с детьми помогает метод синектики. В основе метода синектики лежит использование различных аналогий: прямой, личностной (эмпатии, символической, фантастической. При использовании прямой аналогии происходит перенос решения из другой области знаний; применяя эмпатию, человек должен «вжиться» в образ изменяемого объекта и на основе полученных чувственных ассоциаций предложить решение проблемы; в ходе использования символической аналогии изменяемый объект описывается при помощи метафоры, поэтического образа; фантастическая аналогия предполагает изменение объекта в фантастических условиях без реальных ограничений, когда «возможно все».

Например: нарисовать символ, а дети определяют: кто это-поросенок, кошка, собака, ежик - какой он, нарисовать символы;

Заяц – какой (мягкий – нарисовать символ –подушка, прыгучий –стрела или мячик)

По моделям сказок можно составлять задачи.

Рассказывая детям сказку предложить записать, как записывали бы древние люди, не зная буквы.

Принцып эмпатии : нужно войти в роль эмпатии кого-либо, чего либо. Научить детей ставить на место другого, чувствовать его настроение, находить взаимоотношения с окружающими.

Н-р Представь себя яблоком на дереве (как чувствует себя яблоко)

Представь себя на месте бабочки.

3. Социально- личностные качества

Формируя основы культуры личности дошкольника, необходимо дать детям понятия добра и зла, научить их отличать прекрасное от безобразного, постичь истинные глубины культуры, пробудить в детях добрые начала. Для воспи-тания коммуникативной культуры детей я использую следующие приемы.

1. Разыгрывание с детьми на занятиях и вне их различных сценок с использованием кукол. Это снимает у детей психическое напряжение, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект — куклу. Например, дети с куклами бибабо или обыкновенными разыгрывают различные сценки из жизни семьи, домашних животных, лесных зверей: приветствуют друг друга, спрашивают о здоровье, поздравляют с днем рождения и дарят подарки, ищут выход из необычных ситуаций, прощаются.

2. Разыгрывание различных сценок без использования кукол. Детям предлагается войти в образ какого-либо сказочного персонажа (Буратино, Незнайки, Колобка, Лисы, поздороваться, поговорить о погоде, о жизни в детском саду, обо всем интересном и новом.

3 Проведение игр на импровизацию диалогов, например, детям предлагается:

• придумать разговор двух сказочных героев в соответствии с имеющимися у каждого ребенка карточками или масками;

• сочинить разговор двух героев по телефону; придумать, какую телеграмму может послать один сказочный герой (по предложению воспитателя или по самостоятельному выбору ребенка) другому.

4. Проведение игр с предметами быта. Например, детям предлагается:

• выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился; определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент;

• сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете (Предмет — башмак. Дети сочиняют историю про него: где он находился, кто его нашел, что было дальше, чем все это закончилось.);

• придумать беседу между выбранными предметами (листик, камень, прищепка и другие предметы беседуют, например, о погоде).

Развитие творческого воображения дошкольников позволяет использовать в обучении алгоритмических процедур создания творческих продуктов:

• сочинение загадок (методика А. А. Нестеренко,

• составление загадок «да-нетка» по литературным произведениям (методика Т. А. Сидорчук,

• Придумывание рассказа по картинке (методика И. Н. Мурашковской,

Развитие познавательного и интереса, логического и творческого мышления помогает реализовать игра «Чудесный теремок». Ребята полюбили эту игру, она дает им возможность и посмеяться, и подумать, и придумать что-то свое, свой вариант решения проблемы, которым можно гордиться.

Фото №1 Использование методов ТРИЗ в формировании школьно значимых функций у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Чудесный теремок» (см. предыдущий материал с отдельным описанием)

В этой игре четыре серии карточек: «движение», «материал», «звук», «запах».

Все карточки располагаются на столе картинками вниз, «рубашкой» вверх. Детям предлагается вытащить поочередно по одной карточке, из серии (по одному человеку). Все вместе (группой) дети обсуждают, какой получился предмет, что в нем хорошего, что плохого и как это плохое можно изменить, сделать хорошим. Идет продуктивная деятельность детей на основе полученных данных-связок.

Действуя с этими или другими моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы, сочиняют про них истории, сказки, рисуют их, отправляют чудесные предметы в лес, в пустыню, на север, в космос. Иногда даже нельзя предугадать, куда выведет нас свободный полет фантазии. Когда дети вместе со мной освоили игру «Чудесный теремок», стали побуждать их действовать самостоятельно. Для этого вложила в каждую серию по одной пус-той карточке, эти карточки обозначают, что можно самому придумать, как этот предмет будет двигаться, из чего он будет сделан, чем пахнет и какие издает звуки. Таким образом, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь.

Следующий этап- как научить детей сочинять загадки?

Последовательность этапов сочинения загадки:

1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.

2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.

3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.

4. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Алгоритм сочинения загадок

по методу А. А. Нестеренко (опорные схемы)

• загадки по признакам:

какой? что такое же?

HO НE

• загадки по действиям:

что делает? что делает то же действие?

HO НE

• загадки по ассоциации:

на что похоже? чем отличается?

KAK A НE

Загадка «да-нетка» по сюжету литературных произведений представляет собой описание ситуации как можно в более общем виде, предполагающим вероятность нескольких литературных сюжетов, среди которых нужно выбрать загаданный; при этом вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет»; вопросы должны относится к характерным признакам литературного произведения, чтобы ответ на них позволял сужать поле поиска.

В качестве опоры используется схема Т. А. Сидорчук для построения загадки:

Кто? Какой? или Что делает? Чем все закончилось?

Ответ на вопрос дается местоимением Ответ на вопрос предусматривает название конкретного признака или действия Ответ на вопрос дается в общем виде

Пантомимики помогает ребенку понять внутреннее состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Все это является своеобразным тре-нингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребенка.

4. Художественно-эстетичекое развитие[/b]

В художественно-продуктивной деятельности используем методы метод синектики – «Фантастичекое животное», системный оператор – «Школа будущего, «Часы», «Динозавры». На музыкальных занятиях – метод эмпатии, умение перевоплащаться и ипровозировать.

Считаем, что занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ даёт детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Используя элементы ТРИЗ, мы пришли к выводу, что каждый ребенок изначально таланлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер)

Таким образом, школьно-значимые функции, которые составляют модель выпускника, мы реализуем с методами ТРИЗ-технологий.

Наша работа по их использованию дала положительные результаты при подготовке детей к школьному обучению.

Фото №2 Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье

\

Моделирование маленькими человечками- тема "Аквариум".

[/b]

Фото №3 Поступление в школу переломный момент в жизни дошкольника связанный с изменением привычного распорядка дня отношений к окружающим когда цетральное место занимает учебная деятельнсть

И в заключении, еще немного о ТРИЗе. Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветий, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.

Публикации по теме:

«Нужно ли дополнительно водить ребенка на подготовительные курсы к школе?» Начало школьной жизни – момент очень ответственный, поэтому не удивительно, что мамы, папы, бабушки и дедушки заранее переживают и задаются.

Ребёнок на пороге школьной жизни: Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу. Практикум Цель: диалогическая стратегия общения «педагог – ребенок - родитель» в период перехода к школьному обучению - показ способов игрового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов ТРИЗ в формировании школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2012 в 20:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование методов ТРИЗ в формировании школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Волкова (УИ 22320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД