Папки-передвижки

Использование моделей в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста

Ольга Куртеева
Использование моделей в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривалось как приоритетное направление, поскольку язык – основное средство приобщения к сокровищнице человеческой культуры, неиссякаемый источник народной мудрости, основа национального богатства. На это указывали такие ученые, как Н. А Ветлугина, Е. И. Тихеева, К. Д Ушинский.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Публикация «Использование моделей в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитатели старшей группы столкнулись с трудностями в обучении детей в связной речи, а именно в составлении описательных и творческих рассказов. Проведенный качественный анализ группы детей дает основание утверждать, что большинство детей не могут структурировать текст, рассказывать без помощи взрослого, скуден словарный запас слов, наблюдается набор отдельных фраз, не связанных между собой, предложения простые, не соблюдается последовательность изложенного, у большинства детей рассказ это в основном перечисление, протекающее очень быстро.

Перед педагогами встает вопрос: «Какие использовать методы и приемы в обучении детей?». Познакомившись с разными методиками, ТРИЗом, по обучению детей связной речи, мы однозначно решили апробировать в работе- метод моделирования. Модель легко воспринимается детьми, у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

С этой целью мы разработали систему занятий, использовали разные формы организации (игра, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная). Обязательным приемом нашей работы была мотивация и активизация речевой деятельности.

Работа строилась в несколько этапов. На первом этапе мы поставили развивающие задачи: освоение действий замещения персонажей сказок, литературных героев. Ребенок строил временно – пространственную модель из предложенных картинок и передавал литературный текст. Следующую работу мы усложнили с использованием игры «Волшебник». У детей на столе лежали блоки – рамочки с нарисованными кружками, мы попросили детей превратить эти кружки в героев сказки «Репка», «Теремок». Ребенок вместе с воспитателем рисовал внутри кружка значок – заместитель героев сказки. Далее работали над понятийностью и многозначностью слов (например игла, ручка, крылья, и т д, аналогично, с детьми подбирали «значки» к словам (игра «Значок»). Затем создавали картинно – схематический план смысловой последовательности описательных рассказов.

На втором этапе учили детей пользоваться готовой моделью при составлении описательных рассказов.

На третьем и последующих этапах поставили задачу подвести детей к самостоятельному построению временно – пространственной модели при составлении описательных и творческих рассказах. Были задействованы и родители данной группы. Для них специально проводились организованные в ДОУ занятия – тренинги, совместные с детьми тренировочные занятия с составлением пространственно – схематической модели. Работа проходила при неизменном интересе, особенно при составлении творческих рассказов. Родитель рассказывает рассказ, а ребенок конспектирует его, в итоге получается схематическая серия рисунков.

Нельзя не отметить в работе «Методику проведения учебных исследований» Савенкова А. И. Главное достоинство этой методики в обучении связной речи, то, что собираемые сведения выбранной темы, ребенок фиксирует на модели (маленькие листочки бумаги) в виде «значков», «символов». А выбранный в начале занятия ребенок, сверяясь с записями пиктограмм, делает «доклад». После выступления докладчика устраивается его обсуждение.

Работая в таком направлении, мы выявили ряд особенностей модели : наглядный план рассказа, правильное построение предложений, структурирование текста; развитие монологической речи; качественное развитие и обогащение словаря; ребенок сам участвует в создании рассказа как продукта детской, творческой деятельности; развитие умственных (познавательных, творческих) способностей. Ребенок понимает не только свою модель, но и других.

Работу мы продолжаем, так как она требует большей тренировки и длительного времени.

Публикации по теме:

Дидактический материал как средство развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Сенсорное развитие детей 3-4 лет происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых.

Оформление уголка меню с использованием тестопластикиОформление уголка меню с использованием тестопластики Приоритетное направление дошкольного учреждения, в котором я работаю "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста". В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование моделей в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2015 в 17:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование моделей в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Куртеева (УИ 295175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД