Красняк Нина
Использование музыкально-игрового материала в разных видах музыкальной деятельности как средство развития музыкальности
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду с целью приобщения воспитанников к музыке, развития у них музыкальности используются различный музыкально – игровой материал, он представлен на слайде.
1. Детские музыкальные инструменты : металлофон, барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, деревянные ложки, трещотки, свистульки.
2. Музыкально-дидактические пособия, игры.
3. Игрушки
3. Различные атрибуты для проведения занятий (платочки, флажки, цветы, ленты).
Публикация «Использование музыкально-игрового материала в разных видах музыкальной деятельности как средство развития музыкальности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Однако успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения музыкально-игровым материалом, но и от правильного его применения с учё том: вида музыкальной деятельности, формы организации музыкальной деятельности и возраста детей.
Применение музыкально-игрового материала влияет на развитие музыкальности и углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности, а так же его использование дает возможность наиболее содержательно и интересно овладеть навыками: певческими, музыкально-ритмических движений, в области слушания музыки и игре на детских музыкальных инструментах.
Рассмотрим особенности использования музыкально – игрового материала в различных видах музыкальной деятельности.
В процессе пения с помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.
Начиная работу над точностью интонирования, используем следующий музыкально – игровой материал :
Дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой». По ступенькам лесенки перемещается маленькая игрушка, в зависимости от перемещения фигурки (вверх - вниз) дети меняют высоту голоса.
С этой же целью используем дидактические игры, такие как: «Где мои детки», цель которой развитие умения различать звуки по высоте. Игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни»? помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания.
Музыкальные игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой целью используем различные дидактические средства : ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.
Помочь понять содержание песен используется иллюстрационный материал :
Картинки, основанные на ассоциациях;
Образные игрушки, часто используются в младшем дошкольном возрасте. При ознакомлении детей с песней вызываем у детей эмоциональный отклик.
С целью лучшего усвоения песен используем такой материал :
Музыкальное лото,
Дидактические игры «Из какой мы песни», «Музыкальный волчок»
Звуковые книжки: на каждой странице отражен сюжет, который соответствует названию знакомой детьми песни. Звуковые книжки используем во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. (Содержание песен соответственно меняется). Дети 6-7 лет применяют эти книжки в самостоятельной музыкальной деятельности. Перелистывая книжку, они узнают песни и поют их «по нотам», музицируя на каком-либо музыкальном инструменте;
«Музыкальные карточки» предназначены для развития у детей умения внимательно слушать и различать знакомые мелодии. По картинкам дети узнают и поют песни, а так же можно включать музыку на диске, а дети ищут правильные иллюстрации к этим песням.
«Волшебные кубики»
В процессе восприятия дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Для лучшего восприятия музыкальных произведений используем дидактические игры, фонотеку, а также иллюстративный материал.
Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.
«Три цветка» на определение характера музыки.
«Удивительный светофор» на определения жанра музыки и характерных черт марша, танца, песни.
«Три Кита» на развитие представлений о жанрах музыки, определения характера музыки.
«Солнышко и тучка» на определения характер музыки.
Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности : высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Например, в игре «Догадайся, кто поет?» дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я – ну-ка, угадай». Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску.
В процессе организации слушания музыки мы решаем важную задачу по формированию музыкальной памяти, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания, для этого используем такие пособия как :
«Цветик-семицветик» на развитие музыкальной памяти и музыкального слух.
Игровой материал : Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений.
«Поможем Дюймовочке» на развитие музыкальной памяти, закрепление пройденного материала.
Иллюстрации к прослушиваемым произведениям
Одним из видов музыкальной деятельности являются музыкально – ритмические движения, в процессе которых развивается музыкально-слуховое восприятие и чувство ритма ребёнка.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой, эти умения формируем в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов. Помогут восприятию игр, танцев также изобразительные иллюстрации, игрушки, а так же методические пособия, например, небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети. Слушая музыку танца или марша в играх, ребята показывают карточку с условным обозначением.
Так же занимательны и интересны дидактические игры «Лесной концерт», «Замри», «Подбери схему для танца», «Веночек»; «Придумай свой цвет к танцу».
Для лучшего восприятия игр и выразительного исполнения ролей в играх использую костюмные элементы : шапочки, маски, дополнительные атрибуты: флажки, султанчики т. д. Так, слушая музыку веселого или спокойного характера в младшей группе мы использую движения с палочками, флажками.
В старшем дошкольном возрасте разнообразный материал используем для творческих заданий. Использование наглядных средств способствует большему осмысливанию музыкального материала.
Игра на музыкальных инструментах - очень интересный и увлекательный вид деятельности. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество.
Для развития чувства ритма используются такие игры, как
«Прогулка»,
«Три медведя»
«Весёлые подружки»,
«Весёлые гудки»
Расширить тембровые представления помогут игры «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чём играю», «Определи инструмент», «Составь оркестр» (игра для старшей и подготовительной группы) и т. д.
Для развития памяти и музыкального слуха можно использовать игру «Цветик – семицветик».
Для ознакомления детей с многообразием музыкальных инструментов используем такие пособия, как:
«Музыкальное лото по памяти» (для старшей и подготовительной группы)
«Кто больше знает?» (для средней и старшей группы)
«Какой инструмент лишний?» (для подготовительной группы)
Необходимо отметить, что для развития творчества детей используются музыкальные игрушки, которые классифицируются как озвученные и неозвученные.
Озвученные игрушки-инструменты. Музыкальные волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижнем регистрах. Используют для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодичному звучанию и развитию у них слухового сосредоточения. Музыкальные молоточки - при ударе по основаниям молоточка издаются разные звуки (разница в терцию).
В старших группах музыкальный молоточек применяют в игре, «Какой звук выше?» Дети учатся различать высокий и низкий звуки.
Музыкальное пособие «Кто что слышит?» развивает слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивает сообразительность, выдержку. Разнообразные шумелки, гремелки, стучалки развивает музыкально - сенсорные способности детей. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. «Музыкальные конфетки» пособие направлено на формирование музыкального слуха, восприятие звуков окружающей действительности. Обогащение познавательных интересов. Развитие памяти, сообразительности, самостоятельности.
Неозвученные игрушки-инструменты: пианино, рояль, балалайка, гармошка упражняют детей в умении правильно воспроизводить мелодию, стимулируют их самостоятельную деятельность. Игрушки - инструменты в основном применяются для детей 3-4 лет. (Дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах).
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.