Папки-передвижки

Использование национальных обычаев народа — Саха в контексте новых стандартов обучения

Степанида Тартыева
Использование национальных обычаев народа — Саха в контексте новых стандартов обучения

Тартыева Степанида Васильевна,

музыкальный руководитель 1 категории,

МБДОУ детский сад №14 «Журавлик»

ГО «город Якутск», Республика Саха (Якутия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичнИости, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур [2.

Публикация «Использование национальных обычаев народа — Саха в контексте новых стандартов обучения» размещена в разделах

С 1 сентября введен новый вариант закона об образовании, который требует необходимость введения стандарта. Как отмечает директор ФИРО, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования Асмолов А. Г., дошкольное образование впервые в истории российской культуры становится полноценным уровнем образования наряду с начальной школой, школой, вузом. По его мнению, стандарт дошкольного детства - это стандарт поддержки разнообразия в детстве. Стандарт, который поддерживает и должен поддержать варианты развития. Стандарт, который не должен рассматривать дошкольное детство, как только подготовку к школе. Александр Григорьевич считает, что познание не должно становится самоцелью, а должно входить через ворота ведущей деятельности с учетом возрастной специфики этой ведущей деятельности и зоны ближайшего развития [1.

Мы согласны с ним в том, что в дошкольном детстве другие виды деятельности, в которых возникают предпосылки учебной. Это совершенно разные формы игры, общение, исследование. И с тем, что стандарт дошкольного образования ставит цель: оставить детей почемучками. Для него важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству и в ходе этой мотивации они обучились счету, получили представление о мире, о Родине. Он считает, что ключевая задача – это создать социальную ситуацию развития. Дошкольное образование он понимает как содействие между ребенком и взрослым, в котором ребенок приобщается к культуре и ищет свое «я».

Еще один известный человек, Владимир Самуилович Собакин – директор Института социологии образования РАО, доктор педагогических наук, академик утверждает, стандарт задает ориентиры и намечает контуры конкретных педагогических программ. Он указывает на то, что помимо организации игр, деятельности ребенка есть еще очень важный момент нравственного, социального развития. Это то, что детские воспоминания строятся на ярких впечатлениях от радостных событий. Вхождение в культуру, освоение ее, осуществляется путем проживания праздничных ситуаций, которые структурированы календарем. Это и есть процесс формирования позитивного отношения к миру, формирование позитивных ценностей. А взрослый в детском саду - это человек, который умеет организовать, создать такой праздник [5.

С учетом всего сказанного мы хотим предложить вашему вниманию конспект сценария развлечения. Следует отметить, что многие старинные праздники у народа-саха соответствуют православному календарю. Например, праздник встречи лета «Ысыах» соответствует православному празднику «Троица» и на нем также водятся хороводы «Осуохай». Или Рождественские вечера с их гаданиями и ворожбой. Древние якуты тоже гадали на Крещенские морозы. Суровый климат и небогатое разнообразие пищи того времени вынуждали людей доверять свою судьбу сверхъестественным силам природы. Также как и на Руси из проруби выходили черти и искали украденное людьми у них золото на земле. Самым удачливым молодцам иногда удавалось отбить это золото у чертей в тот момент, когда они возвращались в ночь на 19 января обратно в прорубь…

Сценарий развлечения в старшей группе

«Рождественские гадания»

Развлечение проводится на неделе «Рождественских вечеров» с 7 по 19 января.

Цель: познакомить с бытом и верованиями древних якутов связанных с Рождеством, формировать интерес к фольклору и обычаям народа-саха, развивать патриотические чувства.

Ведущий: приветствует собравшихся ребят. Произносит Алгыс-прославление детям. Предлагает познакомиться, как проводили время долгими зимними новогодними вечерами древние якуты. Какие развлечения для себя устраивали. Оказывается, раньше люди-саха в рождество слушали «тангха» : прислушивались к проруби, просеивали снег через сито, заставляли «ходить» стол, бросали рукавички за спину, торбасами искали спрятавшихся детей.

Медленно гаснет свет. Зажигаются «звезды». Открывается занавес. Перед ребятами появляется «балаган» - жилище древних якутов. На заднем плане «комулек» (очаг) с огнем, варится ужин. За столом сидят старик со старухой разговаривают.

Старик: Старуха, начались крещенские морозы. Из проруби уже чертенята-то повыходили наверняка. Огонь разожгли для стариков-чертей. Может пойдем к проруби да погода ем на будущее?

Старуха: Да, правда что ль пойти погадать. Что нас ждет в этом году?

Старики одеваются и выходят из балагана на улицу и бредут к проруби на озере. Подходят ближе и видят как вокруг проруби чертенята пляшу. (звучит музыка. чертенята танцуют «Танец чертенят»). «Разводят» костер и «уходят» в прорубь.

Тем временем старики начинают гадать рукавичкой. Бросают ее за спину и смотрят как она упадет: если тыльной стороной вверх, то желание исполнится, если ладошкой вверх, то – нет.

Старик громко спрашивает у рукавички: будет ли много травы будущим летом, чтобы коровушки досыта ели, много молока приносили, старуха спрашивает дожди. (Рукавичка должна упасть тыльной стороной вверх). Старики радостно восклицают: хорошее лето нас ждет, много травы и сметаны будет.

Публикации по теме:

Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.

Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.

Использование мнемотехники для обучения заучиванию стихотворений детей с ОНРИспользование мнемотехники для обучения заучиванию стихотворений детей с ОНР Я работаю в коррекционной группе с детьми с ОНР. Изучение лексических тем по логопедии – это не просто заучивание словаря, а в первую очередь.

Использование новых наиболее эффективных форм организации работы по обучению детей правилам пожарной безопасности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 116 "Лучик" Проект на тему: "Использование.

Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе Перед образовательными учреждениями сегодня стоит множество непростых задач. В ситуации обновления Российского государства и общества очевидна.

Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Консультация для воспитателей и родителей «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОО» Консультация для воспитателей и родителей «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОО»«Формирование социально – коммуникативной.

Непосредственная образовательная деятельность «Моя республика Саха Якутия» МБДОУ «ЦРР Детский сад №5 «Брусничка» Воспитатель: Захарова Айталина Васильевна Непосредственная образовательная деятельность «Моя республика.

Использование методов активного обучения в процессе экологического воспитания Личностно – ориентированный подход в обучении предопределяет отбор методик, предусматривающих самостоятельное экспериментирование и поисковую.

Организация обучения немецкому языку в школе и использование новых информационных технологий В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними».(1) В последние.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование национальных обычаев народа — Саха в контексте новых стандартов обучения
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 06:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД