Ольга Чильчигешева
Использование наглядного моделирования при организации познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальным направлением в области формирования предпосылок учебной деятельности считаю, овладение действиями наглядного моделирования.
Учитывая, что ведущий вид мышления наглядно-действенное и наглядно-образное, одним из ведущих, методов, используемых, педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации образовательной программы, является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства получаемой информации (создание моделей, схем)
Публикация «Использование наглядного моделирования при организации познавательной деятельности» размещена в разделах
Психологи в своих работах показали, что использование моделирования, как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Иследованиями Л. А. Венгера, А. В. Поддьякова, А. В. Запарожца установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуются ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Л. А. Венгер выдвинул предположение о том, что содержанием формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных способностей «является действия пространственного моделирования - построение и использование наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям».
Различные программы воспитания и образования детей, а именно программа «Развития» под редакцией Л. А. Венгера предполагает использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности. Однако по объективным причинам, строить работу по программе «Развития» не представляется возможным. Наша образовательная дошкольная организация работает по программе «От рождения до школы», поэтому частично используем элементы программы «Развития», трансформируя их под условия общей образовательной программы ДОУ.
Анализ практических и методических материалов показал ряд проблем и задач, для решения которых составили и реализовали план работы, позволяющий определить необходимые условия для развития универсальных предпосылок учебной деятельности детей.
Разработали игры со схемами для формирования навыков организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Для развития коммуникативных навыков применяли схемы, мнемотаблицы, модели. Так как, использование данного опорного материала развивает у детей умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Например, для выбора удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Несущественны для данной деятельности их цвет и форма. Для этого используем моделирование.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. При неоднократном объяснении могут понять план помещения, и, пользуясь отметкой в плане. Находят в комнате спрятанный предмет.
Моделирование, как активная самостоятельная деятельность, используется воспитателем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.