надежда шмарина
Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над формированием лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и особенно у дошкольников с ОНР является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Правильная, грамотная речь играет огромную роль в жизни человека.
Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.
Публикация «Использование наглядности при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2014
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Хочу предложить Вашему вниманию один из приемов использование наглядности, который я использую в занятиях по коррекции лексико-грамматического строя у детей с ОНР. В работе я использую схематичные изображения, символы прилагательных. Чтобы ребёнку было легче некоторые символы сделаны так же и с опорой на тактильные ощущения. Например, символ прилагательного «резиновый» сделан из кусочка резины, а прилагательное «пушистый» из кусочка меха и т. д. Они используются в дидактических играх на подбор прилагательных к существительному, согласование прилагательных с существительными и в играх и упражнениях для активизации словаря за счет прилагательных. Так с помощью них можно выкладывать описательные загадки. С начала это может делать взрослый, а затем и сам ребенок. Часто задание по подбору прилагательных к существительному или просто вопрос «Какой?» может вызывать у ребенка с ОНР некоторые затруднения. Одна из причин это бедный словарный запас детей с нарушением речи.
Работа с этим пособием строиться из нескольких этапов. Первый это этап знакомства с символами прилагательных. Взрослый показывает символы и ребенок постепенно старается их запомнить. Прилагательные делятся на несколько блоков:
прилагательные обозначающие цвет (Синий, красный, черный, серый.)
более сложные это черно-белый, клетчатый, разноцветный, блестящий, полосатый.
Прилагательные обозначающие форму предмета и эмоции (грустный, веселый.)
Большой маленький
символы других прилагательных: тяжелый, легкий, сладкий, кислый, соленый,горький, мягкий, колючий, холодный, горячий.
резиновый, пластмассовый, деревянный, пушистый
После того, как ребёнок усвоил значение символов прилагательных, можно переходить непосредственно к дидактическим играм. Например, попросить ребенка подобрать слова-символы к конкретному слову.
Так же можно с помощью символов выкладывать загадки. Например: белое, холодное сладкое. Это? Ребёнок должен догадаться, что это мороженное. И так далее.
Последним этапом, используя круг с вращающейся стрелкой или любой другой игровой прием, ребёнок может попытаться самостоятельно подбирать прилагательные.
Желаю Вам успехов в работе!