Папки-передвижки

Использование нетрадиционных методов в художественной деятельности с детьми раннего возраста (3 фото)

Галина Афанасьева
Использование нетрадиционных методов в художественной деятельности с детьми раннего возраста

В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством одна из больших радостей жизни. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым влечением не только «особо» одарённых, но и всех детей». Поэтому одной из задач эстетического воспитания маленьких детей является развитие способности воспринимать и любить прекрасное в окружающем. И несмотря на то что эстетические чувства и восприятия в раннем возрасте носят неосознанный характер, необходимо обогащать их с помощью разнообразных средств и без взрослого такой вид деятельности невозможен, потому что на третьем году жизни детей начинаем обучать элементам изобразительной деятельности. Это помогает подготовить основу для развития в дальнейшем творческих способностей в разных видах художественной деятельности.

Публикация «Использование нетрадиционных методов в художественной деятельности с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Значение овладения детьми элементами изобразительной деятельности велико. Деятельность с глиной, тестом, пластилином, карандашами, краской, бумагой – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей, способствует проявлению умственной и речевой активности. Дети получают возможность упражняться в создании прекрасного, учатся соотносить речь с действиями, приобретают ценнейшее качество личности - целенаправленность внимания.

В начале года к нам пришли дети с различной готовностью к обучению изобразительной деятельности. Наблюдая за детьми и дав возможность нарисовать карандашами, условно разделили детей на три подгруппы, чтобы дифференцированно подойти к каждому ребёнку, учитывая его возможности и индивидуальные особенности.

1. Учитывали длительность сосредоточения внимания, умение заниматься.

2. Владение элементами изобразительных умений и навыков.

3. Речевая активность.

В первую подгруппу вошли дети, которые сосредотачиваются не более 1 минуты, не реагируют на указания, понимают задание, когда лично и индивидуально общаемся с ним, с изобразительным материалом играют, стучат им, берут в рот, цвета не называют и не знают, свою деятельность не сопровождают речью и не отвечают на вопросы.

Ко второй подгруппе относятся дети, которые сосредотачиваются на объяснении 3-4 минуты, понимают объяснение, слушают и принимают указания, если речь взрослого сопровождается наглядностью. Назначение карандаша знают, но держат его неправильно, процесс рисования и лепки речью не сопровождают, но отвечают на вопросы, цвета требуемые находят, но не называют их.

В третьей подгруппе объединяем детей с высоким уровнем подготовленности (сосредотачиваются 3-5 минут). Они понимают объяснение обращённое ко всем, даже без наглядности, выполняют действие, состоящее из 3-4 звеньев (например, после рисования моют кисть, высушивают её салфеткой, ставят на место). Различают 5-6 цветов, но называют 3-4, изобразительная деятельность сопровождается речью.

Занимаемся с детьми по подгруппам. Очень важно чтобы с самого начала обучения формировались правильные технические навыки:

- правильно держать карандаш, кисть, фломастер;

- набирать краску на ворс, лишнее отжать о край посуды;

- легко водить по бумаге, придерживать лист одной рукой.

Поэтому необходимо не только наше внимание к его действиям, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения и контроль над действиями, но и со стороны родителей малышей. Чем чаще мы будем давать ему изобразительный материал, присутствовать и общаться с ним при этом, тем быстрее малыш освоит его, тем смелее, увереннее и разнообразнее будут его действия. И уже к концу полугодия разница между детьми подгрупп, которая была в начале года постепенно, снизится.

Из опроса родителей поняли, что многие не дают дома детям изобразительный материал «дабы не мусорить», а другая половина родителей говорит, что занимаются с детьми старшие дети, лишь 25% родителей (это 5 семей) регулярно занимаются со своим ребёнком. Эти дети относятся к 3 подгруппе.

Работая над проблемой, поняли, что нахватает знаний, поэтому подобрали и изучили научные достижения Н. Л. Павловой «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования», Е. С. Дёминой «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ», О. В. Елецкая и Е. Ю. Вареница «День за днём говорим и растём», Е. А. Якушко «Лепка с детьми раннего возраста», а также пользовались литературой, которая собрана в методкабинете.

Изучение методической литературы подтолкнуло к поиску нестандартных форм работы, поэтому, с первых занятий стараемся вызывать у малышей интерес к изобразительной деятельности, подводить их к пониманию того, что в рисунке, лепке можно изобразить различные предметы и явления. Обращать внимание детей на ритм мазков, линий, с помощью которых можно передать такие явления, как «дождь капает» - рисование ватной палочкой пальчиками, с помощью ладошек, поролоновыми губками. Заметили, что детям легче рисовать ватными палочками, пальчиками, им нравится, особенно когда это ограниченная поверхность листа, например «Укрась платье ", " Варежка", Матрешка"

Дети осваивают приёмы изображения путём подражания педагогу. Основное место в обучения занимает показ приёмов. С первых занятий малыши учатся держать карандаш, кисть, фломастер, комок глины и действовать с ними так, чтобы получалось изображение очертаний предметов с помощью линий, мазков. Выполнять понятные детям рисунки, лепить простые формы, которые доставляют малышам радость узнавания.

Рассматривание рисунков, предметов должно быть кратковременным, дети быстро отвлекаются. Предложить им назвать, показать, где изображён тот или иной предмет. Перед рисованием, лепкой организовать игру. Игровая ситуация помогает вызвать интерес к образу, сделать его «живым». Так, малыши с интересом лепят орешки для белочки или морковку для зайчат, а затем кормят их.

Игра сопровождается разговором, звукопроизношением. Следует сохранять игровую ситуацию, вести диалог от лица собачки, зайки. На занятиях изобразительной деятельности мы используем ряд эффективных методов и приёмов :

- наблюдение окружающего,

- рассматривание доступных малышам произведений искусства (матрёшки, деревянные ложки, подносы, картинки с изображением явлений природы в разные времена года).

- сотворчество, игровые действия.

Всё это развивает воображение и творческие возможности, способность видеть характерные признаки окружающих объектов, явлений, формирует умение, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в рисунках, лепке, аппликации. Используем метод пассивных движений : взрослый берёт руку ребёнка в свою и начинает рисовать круги, проводит линии в разных направлениях.

Действуя вместе с ребёнком, учим его рисовать, лепить. Подражая, малыши самостоятельно осваивают движения кистью, карандашом, фломастером, палочкой, пальчиками. Становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно-игровую основу, а сам процесс направлен на стимулирование воображения. (Например, предложить детям построить избушку, в которой будут жить петушок и курочка. Чтобы лиса не унесла петушка или курочку в густой лес, надо сделать для них избушку из брёвнышек). Показать, как в ладонях или на дощечки раскатывают пластилин. Затем малыши лепят брёвнышки из которых вместе со взрослыми будут строить избушку.

Использование нетрадиционных методов в художественной деятельности с детьми раннего возраста

Игровая ситуация детям понятна. Они стараются сделать хорошие брёвнышки, чтобы получилась крепкая избушка. Малыши довольны конечным результатом, любуются избушкой, в которой будут жить курочка и петушок. В течении последующих дней мы часто обращаемся к постройке, разыгрываем игры-инсценировки, составляем небольшие рассказы, сказки. Для того, чтобы процесс лепки, рисования, проходил более живо, эмоционально, используем стихи,потешки. На занятиях по лепке знакомим детей с новыми приёмами (скатывание, надавливание и размазывание, создаём сюжетные картинки при помощи новых приёмов, например, приём надавливания, используем при изображении «божьей коровки, мухомора, а приём надавливания при изображении «ежа, солнышка, тучки.

Осваивая приём вдавливания предметов в пластичный материал, можно, создать сюжетные картинки на пластилиновой основе или основе из теста с использованием различных предметов и материалов. Какую радость детям приносят игры с тестом. Они способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предложить несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый) В процессе обучения рисованию, лепке ведущее место занимает «сотворчество» воспитателя и детей, объединенное общим содержанием. Посредством этого приёма малыши дополняют рисунок, лепку выполненную взрослыми: изображают цветы, которые как бы распускаются на стебельках, мимозы для мамы (дети рисуют пальчиками, лепят ягоды и располагают их на веточках методом надавливания с помощью ладошек можно нарисовать целую картину. Можно сравнивать ладошки детей и взрослого. С помощью палочки с поролоном дети изображают гирлянды огней на ёлочке, на улице, в домах, деревьях. Ещё интереснее научить ребёнка рисовать по крупе.

Такая игра не только дарит ребёнку богатые тактильные ощущения, но ещё и является подготовительным этапом в развитии его изобразительных навыков, способствует формированию координации движений руки и глаза. Детям нравится ощупывать крупинки – это несёт тактильные ощущения, которые доставляют им удовольствие. Взять яркий однотонный поднос и рассыпать по нему мелкую крупу (манку, гречку, пшеничку) проведите пальчиком ребёнка по крупе, и появится яркая контрастная линия. После того как рисунок выполнен, встряхните поднос и можно снова рисовать.

Большой простор для совместного творчества дают прогулки. С помощью разноцветных мелков можно рисовать на асфальте линии, спирали, круги. На песке после дождя рисуем палочкой всевозможные узоры, (домики, куклу).

Фото №1 Сухомлинский писал Общение с искусством одна из больших радостей жизни

А сколько разных игр можно организовать с мокрым песком. Дети лепят пирожки, куличи для разных зверушек с помощью набора для песка, строят дома, зимой из снега лепят снежки, снеговика, горку для кукол. Из теста лепят пирожки, булочки, прянички для нашей Анечки.

Фото №2 Дошкольный возраст это тот период когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым влечением не только особо одарённых но и всех детей

Из белой бумаги дети делали снег (методом сминания маленькие комочки и скатывания между ладошками) снежинки, снеговика.

Очень эффективным методом является анализ и оценка детских работ. Этот метод используем как обыгрывание результатов детских работ. Для этого заранее придумываем, как лучше разместить работы, обыграть. Если это коврики для котят, то выстилая длинную дорожку, котята догоняют друг друга; вылепленные мисочки для собачки и кошечки побуждают детей покормить их. Если вылеплены конфеты, печенье, ягоды малыши угощают свои игрушки.

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности, умение всматриваться в работы, отмечать разнообразие, яркость, сходство изображенного с предметом или явлением.

Публикации по теме:

Искусство складывания бумаги «Волшебный мир оригами» Оригами – японское искусство складывания бумаги известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае – на родине возникновения бумаги.

Кружок по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебники»Кружок по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебники» Нетрадиционное рисование является той техникой, которая создаёт ситуацию успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методов в художественной деятельности с детьми раннего возраста
Опубликовано: 7 марта 2015 в 09:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД