Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Анна Самохвалова
Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе с детьми с ОВЗ

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями». Это дети, с разными отклонениями психического и физического плана, которые обуславливаются нарушением общего развития, не позволяющим вести полноценный образ жизни. Они лишены предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, а это негативно сказывается на формировании высших психических функций. Зачастую преобладает агрессивность, или чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижена память и работоспособность.

В работе с детьми с ОВЗ использую традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, которые определены специальными коррекционными программами Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. В. Нищевой. Для достижения положительных результатов в коррекции используем дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка. Кроме этого, вышеуказанные методы помогают организовать занятия интересней и разнообразней, что немало важно для развития внимания детей.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов и методов в логопедической работе.

Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.

В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От воспитателя зависит, то будет ли ребенок получать знания с большими усилиями или с удовольствием.

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В переводе с корейского су - кисть, джок - стопа. Этот метод направлен на нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального состояния ребенка. Су-джок – тренажеры - это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. И сами шарики, и колечки используются при пальчиковой гимнастике, для развития памяти, внимания, восприятия; при формировании элементарных математических представлений, а также для совершенствования лексико-грамматических категорий речи.

К нетрадиционнымметодам относятся и различные виды массажа: массаж ладонных поверхностей шариками, грецким орехом, шестигранным карандашом, шишками, счётами; «плескание» рук в «сухом бассейне», наполненном фасолью, горохом, пробками.

Движения массажа эффективнее сопровождать речью (стихи, потешки, песенки, т. к. они дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, "оречевление"деятельности дает большой эффект: включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы.

Кинезиологические упражнения: традиционные - "Кулак-ладонь-ребро", «Колечки», «Замок», «Ухо-нос-хлопок». А также нетрадиционные игры с использованиемразличных материалов и предметов: «Перебери крупу», «Шаловливый клубок», «Составление фигур из счетных палочек», «Плетение кос», «Пуговичное море».

Изотерапия. Приобщая детей к искусству, используютсяразные техники рисования:

- Пальчиковая живопись (краска наносится пальцем, ладошкой)

- Точечный рисунок (ватными палочками, "тампонирование"(из поролона) и др.)

- Пластилинография

- Кляксография

- Рисование на различных крупах (манке, ячневой крупе) и песке, в результате чего дети получают различные ощущения от контакта с разным материалом,делают простейшие умозаключения: где рисовать лучше (на манке или гречке, где получается рисунок красивее, на каких крупах можно рисовать, а на каких нет.

Нетрадиционные методики занятий с детьми, позволяют ребенку расслабиться, получить новую информацию и ощущения, которые напрямую будут влиять на его физиологическое, психологическое и умственное развитие.

Использование в коррекционной работе перечисленных выше нетрадиционных методов и приемов позволит сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития, окажет существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, содействуя его деятельности, мышлению и речи.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 19:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День задом наперед на МААМ

Делать что-либо «задом наперед», значит, нарушить привычный ход вещей, выйти за рамки обыденного. Считается, что это даже иногда полезно — помогает развить интеллект и креативность. К тому же подобные...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте обнять своих родных и близких людей! День объятий – это стихийный праздник, который появился в студенческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского...


Горячие темочки