Елена Алтынбаева
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
…Это правда! Ну, чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э Успенский
Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, она имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития детей. При создании образа на бумаге, в лепке у ребё нка активизируются все психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие, а также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, его самовыражения. В. С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывает специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребёнку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что ещё более важно, эстетических чувств ребёнка[1].
Поэтому нужно больше времени уделять изобразительной деятельности детей. Она включает в себя рисование, лепку, аппликацию, конструирование, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку в образах передать свои впечатления, эмоционально и ярко выразить своё отношение к окружающему миру. Развитие полноценной личности невозможно без изобразительной деятельности, она создаёт благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус, проявляющийся в красоте, стройности созданного детьми образа.
Ребёнок через рисунок, лепку часто передаёт то, что не может выразить словами: своё отношение к окружающим и окружающему. Поэтому
Взрослому надо внимательно всмотреться в то, что изобразил ребёнок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.
Следует отметить общественную направленность изобразительной деятельности детей. Они рисуют, лепят, конструируют не только для себя, но и для того, что бы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым или сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнять работу как можно лучше.
Неспособных детей, как известно, не бывает. Каждый ребенок талантлив по-своему. Надо лишь вовремя заметить этот талант и помочь малышу его раскрыть. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать в крохе творческое начало. Самое доступное творчество для маленьких детей – это рисование. Кроме того, рисование очень полезно для развития мелкой моторики, воображения, логики. И, когда, рисуя, ребёнок выходит за границы альбомного листа и начинает рисовать на обоях, мебели, полу, родителей это очень расстраивает, и они «загоняют» ребёнка в рамки.
С самого раннего возраста у детей появляется интерес к рисованию. Наблюдая, как родители, старшие братья, сёстры действуют с ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются что-либо изобразить. Но, естественно, им не хватает художественных навыков, а в семье учат рисовать редко. Поэтому одна из задач педагога- научить разнообразным техникам и приёмам изобразительной деятельности, чтобы разбудить потребность детей к художественному самовыражению и творчеству, чтобы рисование вызывало чувство радости и удовлетворения, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя художником.
Н. П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения(5).Т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует к самовыражению,
Поэтому в своей работе я не ставлю перед ребёнком ограниченные условия для самовыражения, а широко использую различные виды нетрадиционных техник рисования :
-Монотипия. Все очень просто, главное — отпечаток. Краска в виде пятна или нескольких пятен наносится на поверхность листа, затем сверху накладывается другой лист, все разглаживается. В результате на двух листах появляются необыкновенные узоры. В них можно „увидеть" звезды, месяц, волшебные цветы. Доработайте отпечаток, сделайте аппликацию (приклейте к листу бумажные салфетки, пшено или мелкие ракушки).
- Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как будто размытым под дождем или в тумане.
-«Волшебный рисунок».Изображение наносится свечой, рисунок есть, но его не видно. Чтобы увидеть детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
-Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь, всем ворсом щетки - волны, бахрому, густую траву.
-Коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликация может быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
-Рисование краской прямо из тюбика. Но необходимо научить ребёнка выжимать краску нужного объёма сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Если размыть краски, выпуклость уменьшится и появятся разные оттенки цвета.
-«Точечный рисунок». Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка.
-Рисунок на мятой бумаге. Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.
-«Пушистый рисунок». Наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской.
-Рисунок через копировальную бумагу. Используется копировальная бумага разных цветов. Изображение наносится пальцем, палочкой.
-Размытый рисунок. Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый, как в тумане или в дождливый день.
-«Рисунок клеем». На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура.
-«Цветные ниточки». Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь, кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить.
-«Граттаж» (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После высыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
-Кляксография:
Вариант1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.
Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение
В процессе работы над данной проблемой я убедилась, что овладение техникой нетрадиционного рисования доставляет детям истинную радость. У большинства воспитанников сформировался устойчивый интерес к изобразительной деятельности, вырос уровень изобразительных умений, многие работы детей используются в оформлении группы и детского сада. Дети с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Они смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Таким образом, дети, даже не овладев достаточными навыками, могут выразить своё настроение, отношение к происходящему, приготовить подарок или сюрприз для близких людей.
Исходя из вышесказанного, считаю, что нетрадиционная изобразительная деятельность, как средство развития творчества дошкольника, должна входить в жизнь детей с раннего возраста, так как вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы.
Литература:
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
3. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
5. Сакулина Н. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 1974 г.