Оксана Монастырских
Использование офтальмотренажеров для профилактики зрительных расстройств на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование офтальмотренажеров для профилактики зрительных расстройств на логопедических занятиях
Монастырских О. М. учитель-логопед, 1 квалификационная категория,
МБОУ «Корниловская СОШ» детский сад «Ёлочка» п. Двинской, Верхнетоемский р-н,
Архангельская область.
Зрение играет важную роль в жизни человека. Именно с помощью зрительного анализатора он получает информацию об окружающем мире.
Публикация «Использование офтальмотренажеров для профилактики зрительных расстройств на логопедических занятиях» размещена в разделах
В нашем современном мире дети воспринимают огромное количество различной информации через компьютер, телевидение, красочные иллюстрированные книги и игры. Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза, около 90 % информации ребенок получает через органы зрения. Поэтому чаще всего причиной нарушений зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц.
Для выполнения коррекционных логопедических задач учитель-логопед использует различные приемы для развития не только речи детей, но и развития мелкой моторики, логического мышления зрительного и слухового внимания, памяти. Поэтому важно учитывать то, что дети постоянно испытывают огромную нагрузку на глаза, и логопеду необходимо осуществлять работу над профилактикой зрительных расстройств. Эта тема в нашей современной жизни особенно актуальна. При организации педагогического процесса логопед должен быть компетентен в этом вопросе.
Чтобы помочь логопеду строить более профессионально свою коррекционную работу, необходимо получить некоторые теоретические знания
Строение глаза сложно, а функции многогранны и удивительны. Глаз постоянно регулирует количество света, которое проникает в него, и фокусируется на ближних и дальних объектах. Воспринимаемые им световые раздражения немедленно передаются по зрительному нерву в головной мозг.
Свет проникает в глаз через роговую оболочку (роговицу) – прозрачный купол на его поверхности. Роговица имеет защитную функцию, а кроме того, помогает сфокусировать свет на сетчатке, которая находится на задней стенке глаза. За роговицей расположена радужная оболочка (радушка, определяющая цвет глаз. В центре ее имеется зрачок. При минимальном освещении зрачок расширяется, и в глаз проникает больше света, при ярком освещении зрачок сужается. Позади радужки находится хрусталик. Чтобы глаз сфокусировался на объектах, расположенных вблизи, часть этих мышц сокращается, в результате чего хрусталик становится более выпуклым, его преломляющая сила увеличивается. Чтобы глаз сосредоточился на отдаленных объектах, сокращается другая группа мышц, в результате этого хрусталик уплощается, его преломляющая сила уменьшается. Образы предметов, которые воспринимаются зрением, есть результат взаимодействия сенсорного органа зрения, двигательных механизмов глаза и центральной нервной системы. Центральная нервная система создает целостную и непрерывную картину внешнего мира и обеспечивает возможность познания формы, величины, цвета предметов, расстояние, на котором они находятся от человека и их движение
Большое влияние на нормальное формирование зрения в детском возрасте оказывают характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Ежедневно
повторяющееся снижение зрительных функций может способствовать развитию зрительных расстройств.
На своих занятиях логопед использует много различной наглядности в виде разнообразных картинок, иллюстраций, а также использует компьютерные программы. Поэтому очень важно и необходимо работать над профилактикой зрительных расстройств, и в этом помогут офтальмотренажеры.
Офтальмотренажерами пользуются многие педагоги, мне бы хотелось выделить те, которыми можно воспользоваться на логопедических занятиях в условиях логопункта.
1. Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, птичка, какой либо сказочный герой) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие.
2. Можно использовать сопровождение показа предмета с каким-нибудь игровым сюжетом. Например: колобок покатился сначала вправо
(встретился с зайцем, затем вверх (повстречал медведя, вниз (встретился с лисой, влево (встретился с волком).
Рекомендации:
- обращать внимание детей на соблюдение следующего правила:
работают глаза, голова неподвижна.
- перемещать указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево вправо, покружились» и т. д. ;
- показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение;
- зрительный стимул (предмет) находиться чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей;
- зрительный символ не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой;
- при выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей;
- упражнения можно сопровождать стихами.
3. На этапе постановки и автоматизации звука изолированно можно использовать «лабиринт» для развития глазодвигательной функции, упражнения на развитие прослеживающей функции глаза с использованием готовых дорожек («Елочка», «Лабиринт»).
Или можно использовать такой вариант – ребенок должен «пройти» определенную дистанцию. Например: собачка бежит по красной дорожке. Куда она попадет? Первый раз ребенок «проходит» дорожку молча, следя глазами; второй раз сопровождает движение звуком – собачка бежит и весело рычит: р-р-р-р
Для автоматизации звука в слогах используются упражнения для развития прослеживающей функции глаза. Например буква Р едет на машинке в гости к другим буквам и поет свою песенку. Всстретившись, буквы здороваются:Р___А…
Рекомендации:
- на первых парах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись без нее;
- упражнения проводить в положении сидя или стоя.
Последовательность выполнения:
- предложить детям занять удобную позу;
- сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох;
- затем зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути;
- затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнения повторяем 5-6 раз.
4. В кабинете логопеда или в группе можно разместить высоко на стенах буквы или рисунки и периодически рекомендовать ребенку посмотреть вверх на них. Демонстрационные картинки должны быть крупного размера, с четким контуром. Желательно, чтобы картинка для показа была в рамочке, а в идеале – объемной.
Рекомендации:
- размер должен соответствовать зрительным возможностям детей
(15 – 20 см.);
- картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленного стола;
- на занятии дети встают по просьбе педагога и отыскивают глазами нужную картинку.
* Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении стоя по заданным направлениям с одновременным вращением головой и туловищем: все упражнения выполняются в позе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводиться в середине занятия, 1,5 – 2 минуты.
- размер должен соответствовать зрительным возможностям детей
(15 – 20 см.);
- картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленного стола;
- на занятии дети встают по просьбе педагога и отыскивают глазами нужную картинку.
* Данный тип упражнений заключается в слежении глазами в положении стоя по заданным направлениям с одновременным вращением головой и туловищем: все упражнения выполняются в позе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно – поисковых стимулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводиться в середине занятия, 1,5 – 2 минуты.
Литература
1. Базарный В. Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Красноярск, 1989.
2. Логопед № 1/2011, с. 49-56.
3. Визель,Т. Г. Основы нейропсихологиии: учеб. Для студентов вузов /
2005.
4. Аветисов Э. С. и др. Руководство по детской офтальмологии. М., 1987