МААМ-картинки

Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп

Юлия Петрова
Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп
▼ Скачать + Заказать документы

Ни для кого не секрет, что общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов.

Дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. У детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.

Публикация «Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп» размещена в разделах

У дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др. У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ, было выявлено 35% детей с низким уровнем познавательного развития, 29%- с эмоциональными нарушениями. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение ребёнка в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

С этой целью нами была разработана программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога по сопровождению детей логопедической группы, основным методом которой стала песочная терапия. Ребенок начинает познавать мир, еще находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: "Кожей чувствую".

Основные принципы организации игр на песке

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность (для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход);

"Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем;

Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр (на основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот).

Что нужно для игры в песок

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру. Подобно Богу

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Так что же понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком.

Песочные терапевты называют ящик с песком "подносом" — для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.

Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую "линию горизонта".

3. "Коллекция" миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше.

Игры, которые мы используем на занятиях :

Обучающие игры:

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук:

выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

"пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);

"пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);

"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;

сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. ( Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они)

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения.

Познавательные игры:

Индивидуальные;

Групповые.

Совместно с логопедом и воспитателями старших логопедических групп в начале учебного года с детьми организуется групповая песочная игра, которая проводится в течении одной недели. Цель этой работы носит диагностический характер (психолог – уровень сформированности коммуникативных навыков, уровень развития эмоционально-волевой сферы каждого участника игры; воспитатель – уровень развития игровой деятельности, знание детей характеристик предметов, их свойств и качеств умение устанавливать связи между разнообразными материалами и их использованием, умение делиться своими впечатлениями и оценивать результаты своего труда; учитель-логопед – уровень развития словарного запаса, звукопроизношения). Кроме того в процессе игр дети быстрее знакомятся друг с другом, начинают взаимодействовать, а следовательно и процесс адаптации детей в новой группе происходит быстрее и легче.

Ход игры: детям дается следующая инструкция: «Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путешествие, для того чтобы найти землю, где еще никто не жил,— пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы хотели бы поселить в новой стране. А еще возьмите деревья, камни, цветы, дома — все, что понадобится вам для создания сказочной страны».

Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим» : его «кодекс чести» не позволяет детям ссориться, бросаться песком или разрушать то, что создает Волшебник рядом, активизирует потенциальные творческие части личности и др.

Когда дети выберут фигурки, можно предложить им создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят Волшебники рядом». Или: «Все Волшебники по очереди подходили к пустыне и строили то, что считали нужным, и каждый следующий Волшебник пристраивал к новому миру что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока все Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».

Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то — ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом формируется эмпатия — способность понимать ближнего и сопереживать ему.

В процессе проведения такой песочной диагностики можно выделить три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия могут отражать наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него.

Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии "разрешения конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Психолог, логопед и воспитатель должны выполнять роль внимательных зрителей. Позиция взрослых — это "активное присутствие", а не руководство процессом. Все данные заносятся в протокол и анализируются. В результате такой диагностики мы получаем информацию как об отдельно взятом ребёнке, так и о группе в целом (общий характер взаимодействий "вокруг песочницы", каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу на всем протяжении занятия, мы можем определить Стиль Ситуативной Коммуникации как сотрудничество, конфронтацию, ассимиляцию, "параллельную игру", "борьбу за территорию"). Это позволяет нам спланировать дальнейшую работу с каждым ребёнком и направить уже трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

При работе с детьми с ОНР необходим комплексный подход. Это предполагает согласованную работу разных специалистов : логопеда, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя. В нашем саду есть такая возможность и поэтому я использую это, как одно из важных средств для преодоления нарушений речи у детей.

Работать с детьми ОНР обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. И занятия с использованием песочной терапии, по моему мнению, очень подходят для этих целей.

Публикации по теме:

Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп Проект модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов логопедических групп. Составила Радионова Оксана Александровна Учитель-логопед.

Общая характеристика детей с ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп
Опубликовано: 5 марта 2013 в 20:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование песочной терапии при работе с детьми логопедических групп» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Петрова (УИ 81484) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД