НАДЕЖДА ОСИПОВА
Использование потешек для развития навыков самообслуживания в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание детей начинается с самообслуживания. У детей младшего дошкольного возраста формируются навыки, необходимые им в жизни и связанные с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание связано с выполнением простых действий по одеванию, умыванию, приёму пищи, уходу за собой.
Публикация «Использование потешек для развития навыков самообслуживания в раннем возрасте» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Потешки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важно своевременно формировать у детей эти навыки, воспитывать самостоятельность. Уровень развития этих навыков зависит от разных причин: состояние здоровья, индивидуальные особенности, общее развитие ребёнка. Но главное - это целенаправленное воспитание и единые требования в ДОУ и дома.
При воспитании навыков самообслуживания очень важно соблюдать режим. Режим - это средство воспитания, он влияет на биологические и социальные факторы развития ребёнка, способствует регулированию его потребностей. Он также воспитывает у детей привычку, желание и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Важно поддерживать режим ДОУ и в домашних условиях.
Проблема развития навыков самообслуживания особенно актуальна в раннем возрасте, потому что этот период наиболее благоприятен для развития детей в целом. Именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни.
Для более прочного усвоения навыков самообслуживания, кроме обучения и воспитания детей и помощи взрослых, необходимо использовать различные дидактические и сюжетные игры и упражнения, создавать игровые ситуации, где все действия по самообслуживанию будут выполняться с интересом и желанием. И, таким образом, дети быстрее и легче овладеют нужными навыками.
Также при обучении детей навыкам самообслуживания хорошо использовать детский фольклор. При помощи детского фольклора малыши лучше усваивают культурно - гигиенические навыки. В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию взрослым. Поэтому важно установить добрые и доверительные взаимоотношения ребёнка и взрослого, очень важен здесь и эмоциональный контакт. Малыши любят весёлые стишки и потешки, которые им понятны. Потешка - это жанр устного народного творчества, она развлекает и одновременно развивает ребёнка. Она учит понимать речь взрослых людей и согласовывать свои действия со словами. Потешки помогают в различных ситуациях. Даже если ребёнок капризничает или упрямится, потешки всегда приходит на помощь и выручает. Они помогают малышам настроится на нужный лад и выполнить в игровой форме любое задание. Могут ободрить, утешить, развеселить практически в любой ситуации. Дети запоминают их
и сравнивают с необходимыми делами и правильными поступками. Они оказывают всестороннее влияние на развитие детей, окрашивают речь педагога, делают её образной и красочной, чем и привлекают внимание детей. Именно через элементы детского фольклора легко донести до ребёнка свою нежность, заботу и веру в него.
Песенки, потешки приносят радость, желание повторять их, участвовать в играх и трудовых действиях. К педагогам, которые владеют детским фольклором, тянутся дети: им нравится напевность слов, необычные интересные сюжеты и неожиданные повороты в них.
Под потешки дети с большим удовольствием умываются, одеваются, едят, их жизнь становится интересней, ярче. При этом у ребёнка развивается память, внимание, речь, и, если дети выполняют какие либо движения, соответствующие тексту потешки, координация движений и ловкость.
Потешка должна соответствовать возрасту и уровню развития детей, так как словарный запас детей младшего дошкольного возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Интонация воспитателя должна быть выразительна и понятна детям.
Для лучшего понимания и восприятия потешки, песенки можно использовать так называемые,"живые картинки". При чтении потешки "Расти коса" можно предложить кому-то из детей показать, как осторожно и правильно нужно расчёсывать волосы, держать расчёску. В потешке "Платье, скатерть не марай, рот салфеткой вытирай" дети показывают, как правильно пользоваться салфеткой. Эти "живые картинки" помогают правильно понять содержание и более эмоционально передать его.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование детского фольклора помогает детям овладеть навыками самообслуживания в игровой, более понятной детям, форме.