Приложение МААМ

Использование приёма наглядного моделирования при работе над развитием связной речи у дошкольников с ОНР

Наталия Приданцева
Использование приёма наглядного моделирования при работе над развитием связной речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование связной устной речи у детей с ОНР вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, чёткой и правильно грамматически оформленной связной речи –одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

К сожалению, речь многих детей далека от совершенства: нарушена логика в высказывании, бедный словарь, длительные паузы, аграмматизмы, ошибки в построении предложений.

Публикация «Использование приёма наглядного моделирования при работе над развитием связной речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

• уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Педагоги, занимаясь с детьми в этом направлении, пришли к выводу, что существует два фактора, облегчающие процесс становления связной речи :

1 -- наглядность (картинки, схемы-рисунки, панно);

2 –создание плана высказывания.

О важности второго фактора писал Л. Выготский, который много занимался изучением психологии речи. Он отмечал важность последовательного размещения элементов схемы, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мною были использованы средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки).

При работе над развитием связной речи необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения заданий. Существуют начальные, или «пусковые», опорные этапы в данном направлении. Это:

-составление рассказа по серии сюжетных картин;

-составление рассказа по сюжетной картине;

-на основе сравнения предметов;

-цепные тексты;

-описательные рассказы о предметах.

Более сложными считаются краткие, творческие и выборочные рассказы и пересказы, требующие более сложных и развёрнутых высказываний, богатого словаря и составлений плана высказывания.

Мне бы хотелось остановиться на некоторых, начальных «пусковых» этапах работы.

Наибольшие затруднения возникают у детей в составлении описательных рассказов. Вот основные из них:

-самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

-установить последовательность изложения выявленных признаков;

-удержать в памяти эту последовательность, которая является планом описания.

Для того, чтобы помочь детям в решении этих непростых задач, им была предложена в помощь схема составления рассказа.

Лист картона разделён на 6-8 квадратов в зависимости от характерных признаков предметов.

План описания мебели.

Цвет. (Цвет мебели.)

Детали. (Ее части.)

Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сделана)

Стул, стульчик. (Какого размера мебель)

Дом. (Где она стоит)

Человек, кровать. (Зачем эта мебель человеку)

Описание овощей и фруктов.

Цвет. (Какого цвета фрукт)

Форма. (Какой фрукт формы)

Размер. (Какого он размера)

Лимон, груша. ( Какой у него вкус: сладкий, кислый)

Дерево, куст. (Где он вырос)

Рука, кастрюля. (Что можно приготовить из него)

Описание предметов одежды.

Цвет. (Какого цвета одежда)

Детали. (Из каких деталей одежда)

Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита)

Погода. (Для какого времени года эта одежда)

Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская)

Рука. (Что можно сделать с одеждой)

Описание предметов посуды.

Цвет. (Какого цвета посуда)

Детали. (Назови детали.)

Контур со знаком вопроса. (Из какого материала она сделана)

Часы. (Для чего посуда служит)

Хлеб, конфета. (Столовая или чайная посуда)

Рука. (Что можно делать с посудой)

Помогает приём моделирования и при обучении пересказу. При этом надо придерживаться строгого плана.

1-Организационная часть- подготовить детей к воспроизведению текста.

2-Чтение текста без установки на пересказ.

3-Разбор текста в вопросно-ответной форме.

4- Повторное чтение текста с установкой на пересказ.

5-Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал).

6-Упражнения на закрепление языкового материала.

7-Анализ детских рассказов.

Наиболее простыми из пересказов являются цепные тексты. (Методика В. К. Воробьёвой) В них последнее слово каждого предложения является первым в следующем предложении.

В помощь используется схема и предметные картинки. Стрелками обозначаются слова – действия.

ШАР

Мальчик заболел и лежал в кровати. Кровать стояла около окна. Вдруг в окне появился шар. На шаре была нарисована весёлая рожица. Рожицу нарисовали друзья мальчика.

Сначала рассказ прочитывается полностью. Затем детей просят вспомнить, о каких предметах (живых и неживых) шла речь. Все названные предметы, картинки выставляются на наборное полотно, а затем размещаются в схеме по мере их появления. Карточки должны быть в двух экземплярах. Сначала составляются отдельные предложения, которые затем объединяются в связный и полный рассказ.

Как правило, цепные тексты включают в себя обычно 4-8 предложений.

С помощью текста цепной структуры дети очень быстро запоминают текст, легко его пересказывают, распространяют.

При планировании логопедической работы необходимо учитывать принцип тематической взаимности. Логопед должен предусматривать сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики.

Обучению более сложному пересказу помогает иллюстративное панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействия с несколькими по очереди появляющимися персонажами, например сказка «Как собака друга искала»

Главный персонаж –Собака (картинка в центре фланелеграфа) ищет друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила зайца (картинка слева в первом ряду). Ночью мимо них пробежала мышь (картинка мыши под зайцем). Собака залаяла, заяц, испугавшись, что может прийти волк, убежал.

Собака решила подружиться с волком. Уж он-то, наверное, никого не боится! (картинка волка в первом ряду). Ночью рядом оказалась лягушка (картинка лягушки под волком). Собака опять залаяла. Волк, подумал, что может придти медведь, испугался и ушёл.

Собака позвала медведя (картинка в первом ряду, но тот и дня с собакой не провёл. Появился уж (изображение под медведем). Медведь решил, что вскоре за ним появится человек, и тогда ему, медведю, не поздоровится (картинка человека).

В конце сказки собака, наконец, встречает верного друга-человека, который уж точно никого не боится.

Итак, на иллюстративном панно-схеме дети видят всех действующих лиц, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут уделять особое внимание логике высказывания.

Вывод: Использование приёма наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения речи, облегчает дошкольникам овладение связной речью и делает их рассказы и пересказы более чёткими, полными, связными и последовательными, а также эффективно влияет на развитие у них памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Публикации по теме:

Обучение детей пересказуОбучение детей пересказу Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёма наглядного моделирования при работе над развитием связной речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 13:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёма наглядного моделирования при работе над развитием связной речи у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Приданцева (УИ 318564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД