МААМ-картинки

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

лариса карелина
Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Слайд 2

В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой.

Публикация «Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах

Причинами недостаточного уровня развития связной речи дошкольников являются :

- Дефицит внимания;

- Подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера и телевидения;

-Недостаток общения родителей со своими детьми;

- Игнорирование родителями речевых недостатков у детей.

Слайд3

Развитая связная речь – одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве :

• речь – это инструмент развития высших отделов психики;

• с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов;

• главной задачей развития связной речи ребенка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Слайд4

Великий педагог и ученый Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

И конечно же, подобранные технологии для повышения качества образовательной работы, должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития.

Я применила в своей работе приемы и методы мнемотехники и практически сразу убедилась в их эффективности. (СО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ)

А в старшей группе я начала внедрять технологию Т. А. Ткаченко по формированию связной речи и также, получила очень хорошие результаты.

Слайд5

Итак. Что такое мнемотехника?

Мнемотехника (mnemonikon)- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 6

Проведя педагогическую диагностику и выявив уровень развития связной речи воспитанников, определила цель:совершенствовать процесс восстановления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приёмы мнемотехники.

При помощи мнемотехники можно решить следующие задачи:

Учить строить высказывания разных типов.

Учить пересказывать художественные произведения.

Развивать образную память детей, ее различные виды.

Развивать у детей психические процессы (мышление, внимание, воображение);

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

Слайд 7

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат,мнемодорожка,мнемотаблица.

Слайд 8

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Слайд 9

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Слайд 10

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

- Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д.

- Заучивания стихов, потешек;

- При отгадывании и загадывании загадок;

- При пересказе текстов;

-При составлении описательных рассказов.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:

1. Восстанавливать последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок, которые относятся к данной теме;

3. Найти лишнюю картинку;

4. Распутать два события (даются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

5. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

В мнемотаблице можно изобразить практически все – графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка быстрее остаются цветные образы. А детям старшего дошкольного возраста – таблицы черно-белые, чтобы они не отвлекались на цветные изображения. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Слайд 11

Этапы построения занятия с использованием мнемотаблиц :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 12

Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

Слайд13

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд14

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

Слайд15

Отгадывание загадок.

Слайд 16

Заучивание стихотворений

Слайд 17

Пересказ художественных текстов

Слайд 18

Пиктограммы

Слайд 19

Схемы составления рассказов

Слайд 20 фото

Слайд 21 фото

Слайд 22

Используя технологию Татьяны Александровны Ткаченко по формированию и развитию связной речи детям предлагаются я следующие виды рассказывания, это:

1. Воспроизведение рассказа, по демонстрируемому действию предметов, объектов, скоторыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые детьми.

2. Пересказ рассказа с использованием магнитной доски. В качестве наглядности детям представляются предметные картинки, передвигаемые на магнитной доске в соответствии с происходящими действиямив рассказе (прыгнул, отошел).

3. Пересказ рассказа с использованием сюжетных картин.

4. Составление рассказа по прослушанному тексту.

5. Составление рассказа по схемам, по символам.

6. Составление рассказа по заданным словам.

Слайд 23

На слайде представлена таблица диагностики, рекомендованная Т. А. Ткаченко, для анализа детских рассказов, с сформированности связной речи. Автор предлагает 9 параметров это (перечислить)

Слайд 24

Продолжение таблицы

Слайд 25

По итогам стартовой диагностики, мы определили уровень развития связной речи (с высоким уровнем 4 ребенка, со средним – 10 детей, и с низким 12)

Слайд 26

Итоговая диагностика показала + динамику развития связной речи у детей (с высоким уровнем стало 7 детей, со средним – 14 детей, и с низким 5)

Слайд 27

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов и методов мнемотехники, а также используя технологию Т. А. Ткаченко, дала свои положительные результаты. По данным педагогической диагностики у детей повысился уровень внимания, памяти, логического и образного мышления, дети научились составлять рассказы, что позволит моим воспитанникам быть успешными в процессе обучения в школе, и будет способствовать их дальнейшему интеллектуальному и личностному росту.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ Слайд 2 "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников Концепция «Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников». Воспитатель Комарова Л. А. МАУДО Детский.

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 ст. Отрадная Методическая разработка.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».[/i].

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» Проект Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» Актуальность проекта:. Проблема развития связной речи.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников Слайд 1. Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 18:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем лариса карелина (УИ 1034991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД