Светлана Стебеняева
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы разработчики:
учителя-логопеды : Стебеняева С. С., Семиколенных О. Б.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Публикация «Использование приемов самомассажа в логопедической практике» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации (аутогенные тренировки). Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассаж, могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Перед выполнением приемов самомассажа они принимают спокойную, расслабленную позу: могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна). Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Но в компенсирующих группах по речевому развитию необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук.
Одним из приемов самомассажа является пальчиковый тренинг, который должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники».
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Веселый спектакль, который юный актер разыгрывает на импровизированной «сцене» – пальцах, ладонях, тыльных поверхностях кистей, длится порой всего несколько секунд, а текст «пьесы» укладывается в четверостишие. Однако для того, чтобы его сыграть, необходимо создать комбинированный яркий образ: содержание массажного приема (механическоевоздействие на мышцы) должно четко соответствовать смыслу стихотворения, динамике развития сюжета,творческой и эмоциональной составляющей текста. Сам по себе массаж – это мощный биологический стимулятор, способствующий улучшению функций кожи, ее снабжению кислородом, питательными веществами, выведению продуктов распада, повышению работоспособности мышц массируемой кисти, увеличивающий эластичность связок и подвижность суставов. Самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета детей, поскольку на ладонях располагаются рефлекторные окончания внутренних органов, деятельность которых активизируется, а значит, улучшается функциональное состояние всего организма. В процессе выполнения самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти, т. е. происходит силовая пальчиковая гимнастика.
Игровой самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания, поскольку ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, поскольку массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Это уникальная тактильная гимнастика, поставляющая в мозг мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов, совершенствующих соматосенсорную сферу. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны, что не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует созданию новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга, а это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое поражение коры головного мозга. Выполнение традиционной пальчиковой гимнастики вызывает возбуждение локальных участков мозга, в то время как игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, а это предохраняет отдельные зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно моторная координация. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха и реабилитационной, и коррекционной, и развивающей работы.
Содержание пальчиковой игры-тренинга отражает лексические темы, изучаемые в логопедической группе дошкольного учреждения.
Вашему вниманию представляем авторские разработки по данной теме, которые были представлены на городской научно-практической конференции, посвященной дням науки.
Тема «Фрукты»
(Самомассаж пальчиков - соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун).
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз. Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
Мизинцы
Безымяные пальцы
Средние пальцы
Указательные пальцы
Большие пальцы
Пальцы сжаты в кулак, большой отводят вверх.
«Морозята»
У Мороза есть внучата
Озорные Морозята –
Непоседы, забияки
Затевают вечно драки.
Любят стужу и метель
Веселятся ночь и день.
Ночью песни распевают
Днем Морозу помогают.
- Вот и сегодня всю ночь морозята шалили, а утром любовались своей работой, и радовались, что во дворе была настоящая зима.
Свистели метели, Летели снега.
Стелила постели Большая пурга.
Стелила постели Морозам она
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром взглянули
В окошко на сад,
Сугробы в саду
Как подушки лежат. Хлопаем ладошками по спине.
Постукиваем кулачками по спине.
Постукиваем пальчиками по спине.
Пощипываем пальчиками спину.
Ребром ладони постукивание по спине.
Поглаживание спина ладошками.
- Морозята очень любят праздники. А еще больше им нравится смотреть, как празднику радуются ребята. А какой самый любимый праздник детворы? Правильно, Новогодний карнавал. А для этого праздника необходимо украсить елочку.
Елочку пушистую
Дети наряжали,
Разными игрушками
Елку украшали.
Шарики повесили,
Звонкие хлопушки,
Яркие фонарики,
Клоуна Петрушку, Льдинки серебристые, Сосульки ледяные, Мишуру пушистую,
Звезды золотые.
Соединяем большой палец правой руки с мизинцем левой, а большой палец левой руки с мизинцем правой. Выполняем повороты на 180 градусов в обратные стороны.
Соединение пальцев рук в форму шара.
Скользящие хлопки ладонями
Соединяем большой палец правой руки с мизинцем левой, а большой палец левой руки с мизинцем правой. Выполняем повороты на 180 градусов в обратные стороны.
Соединяем ладони с широко раздвинутыми пальцами.
- А дед Мороз внучат забавляет. Снежок подсыпает, ледяные мосты на реках укрепляет.
Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки, голые кусты,
падают снежинки
тихо с высоты. Ладони на область головы, ближе ко лбу. Соединяем пальцы. Проводим по волосам вниз к плечам.
Круговыми движениями пальцев проводим от середины лба к вискам.
Круговыми движениями пальцев проводим от середины подбородка к ушам.
Надув щеки, постукиваем по ними кончиками пальцев.
- А морозята дедушке помогают, да и шалить не забывают.
Очень холодно зимой, мерзнут ручки -
Ой! Ой! Ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть. Растирание подушечек пальцев зубной щеткой.
Пробежит мороз по коже,
А за ним внучата тоже.
Щиплет щечки Дед Мороз,
А внучата щиплют нос. Прокатывание мяча – ежика между ладонями.
- А ребята Мороза не боятся, радуются снегу и лепят снежные фигуры.
Раз и два,
Раз и два,
Лепим мы снеговика.
Мы покатим снежный ком –
кувырком, кувырком.
Вместо носа есть морковка,
Вместо глазок угольки.
Ручки – веточки нашли.
А на голову - ведро,
Посмотрите, вот оно.
Пальцы сжаты в кулачки.
Поднимают вверх большой палец правой руки.
Поднимают вверх большой палец правой руки.
Имитация лепки снежков.
Поочередно проводим ладонями по шее справа и слева.
Растираем указательными пальцами крылья носа.
Руки козырьком. Энергичное растирание лба от центра в стороны.
Энергичное растирание ладоней друг об друга.
Указательные и средние пальцы в форме «вилочки». Растирание точек за и перед ушами.
2 ладони на макушку.
- Словно крошечные льдинки,
морозята - невидимки,
забираются в сапожки
и морозят детям ножки.
А дети морозят не пугаются,
на лыжах, на санках катаются.
Мы едим на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Мы любим забавы
Холодной зимы. 4 пластмассовые пробки от бутылок.
Указательные и средние пальцы катятся «на лыжах».
- Удивляются морозята,
Что ребята не боятся.
Как подул Дед мороз
В воздухе морозном,
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли.
Ветер снег вверх поднимал,
И на земля опускал.
Вот одна упала на ладошку,
Ой, не тай,
подожди немножко. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (подушечки) от мизинца до большого.
Активное растирание ладоней с широко раздвинутыми пальцами рук, вверх – вниз.
- Все мы весело играли
и немножечко устали.
Посмотрели на часы
в группу нам пора идти.