Получи документы

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности

Хамида Бейдиева
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой - исследовательской деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Поиск путей решения привёл к попытке применения в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности с нарушениями речи проектного метода. Нам оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой воспитательно – образовательного, коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.

Публикация «Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

Основой воспитательно – образовательного, коррекционно – развивающего процесса в группе компенсирующей направленности являются “Программа воспитания и обучения в детском саду” (автор М. А. Васильева) и “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада” ( авторы: Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина, на которых базируется применяемый нами проектный метод. Апробация данного метода в течение трёх лет и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.

Исходя из выше означенного, пришли к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе учителя - логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности с нарушениями речи - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешной подготовке к школе. При выстраивании конкретного проекта или его составляющих принимаем во внимание, что сегодняшний ребёнок с речевыми проблемами - это не только нарушения всех компонентов речевой системы, но и недоразвитие психических процессов, психологические и медицинские проблемы, поэтому постепенно, поэтапно учимся вместе (учитель-логопед, воспитанники и воспитатели группы, другие педагоги и родители) выстраивать развивающее пространство ДОУ, решать различные познавательно-практические проблемы, накапливать опыт творческого сотрудничества, что помогает нашим воспитанникам не только успешно справиться с их несовершенствами, но и строить свой собственный жизненный мир.

Поэтому на начальном этапе коррекционно-развивающего обучения, когда ребёнок не может проявить самостоятельность в выборе, обозначении проблемы и способов её решения, обосновывает закономерность активной роли взрослого в проекте. Естественно, постепенно, к 7-летнему возрасту, эта роль взрослого видоизменяется, уступая место самоудовлетворению разнообразных интересов каждого дошкольника, реализации его потребностей в активной совместной интеллектуальной или продуктивной деятельности, его самореализации и творческому самовыражению. Взрослея и развиваясь, стремясь к самопознанию, дети становятся более самостоятельными, способными выслушать и воспринять сказанное, осмыслить и проанализировать, сдержать собственные импульсивные побуждения, проконтролировать себя и других самостоятельно и объективно. Дошкольники подготовительной к школе группы уже в состоянии принять выявленную самостоятельно проблему, осмыслить цель, которую надо достичь и выбрать тот путь, который приведёт к успеху. Доминантная роль учителя - логопеда и воспитателя становится всё слабее и слабее, педагог включается в сотрудничество с детьми по реализации идей воспитанников, поскольку ориентирование идёт на применение и приобретение новых знаний, умений и навыков, нового жизненного опыта детьми через самореализацию и саморазвитие. Данный подход в вопросе применения проектного метода в нашей работе основывается на идее, что ребёнок - саморазвивающаяся система при создании оптимальных условий для его саморазвития и самосовершенствования.

При разработке рабочей программы группы компенсирующей направленности с нарушениями речи учитывается лексико–тематическое планирование, и изучение некоторых лексических тем заменяется краткосрочными проектами ( Приложение 5:

Приложение 5.2., 5.3., 5,4., 5.7., 5.8., 5.9.,.) В ходе прохождения темы у детей значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. На каждую изучаемую тему составляется проектная «паутинка», в которой выделяются центры развития: центр Математики, центр Развития речи, центр Книги, центр Игры, центр Искусства, центр Движения и центр Грамотейки. В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и учитель - логопед организовывают непосредственную образовательную деятельность в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Работа по методу проекта собирает очень благодатный и многообразный материал. Так как у детей с ОНР слабая речевая память, зачастую отсутствует чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов, у многих детей не сформирована связная речь. Для того, чтобы решать данные проблемы да и многие другие, нами были разработаны проекты по темам : «Как рождается книга» (долгосрочный проект, «Осень золотая», «Витамины растут на грядках», «Витамины растут на деревьях», «Мир насекомых», «Перелётные птицы», «За грибами в лес пойдём», «Домашние питомцы», «Дикие животные наших лесов», «Синичкин день», «Кто на свете всех милее» и другие. В этих проектах родители являются активными помощниками и советчиками своим детям. Такая работа имеет большое значение для выполнения основной цели работы в группе компенсирующей направленности с нарушениями речи - формирование и развитие всех компонентов речи.

Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому мы включили в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности : рисование, лепка, конструирование, математическое развитие.

Заключение

Итак, достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов.

В результате работы по реализации краткосрочных и долгосрочного проектов мы добились следующих результатов:

воспитанники :

• обрели навыки исследовательской деятельности;

• проявляют активный интерес к предложенной деятельности;

• активно включаются в процесс познания;

• владеют коммуникационными и коммуникативными навыками;

• проявляют эмоциональную заинтересованность к совместной проектно- исследовательской деятельности;

• владеют различными способами решения поставленных задач;

родители:

• активно взаимодействуют с ребёнком и с педагогами через проектную деятельность;

• установились партнёрские отношения с семьями воспитанников;

• с желанием и интересом участвовали в жизни группы, ДОУ.

Использование проектного метода также положительно повлияло на усвоение программного материала по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой. В конце 2011 учебного года по результатам обследования нами были получены положительные результаты.

А также результаты обследования речевого развития (диагностика отслеживания уровня речевого развития детей-логопатов группы компенсирующей направленности № 9 с использованием «Тестовой методики диагностики устной речи младших школьников» Т. А. Фатековой (М., АРКТИ, 2000) адаптированной Начаровой Оксаной Викторовной (МДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Муравленко, festival.1september.ru). показали, что из 13 детей-логопатов с низким уровнем 0%, с уровнем ниже среднего 0%, со средним уровнем 0%, с уровнем выше среднего 62% (8 человек, с высоким уровнем 38% (5 человек). У выпускников нашего ДОУ, посещавших группу компенсирующей направленности с нарушениями речи :

- достаточно сформированы артикуляционная, тонкая и общая моторика;

- сформированы произношение и фонематический слух;

- закреплены навыки звукослогового анализа и синтеза слов;

- достаточно развиты фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление;

- обогащена, уточнена и активизирована лексика;

- дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;

- развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

Анализируя уровень развития речи детей-логопатов группы компенсирующей направленности с нарушениями речи № 9, учитывая сроки предоставления воспитанникам коррекционно-развивающей помощи и степень позитивных изменений в речевом развитии, можно оценить речевое развитие по следующим критериям. А именно:

- при полном соответствии речи ребенка и его интеллектуальной деятельности, возрастным показателям нормы – речевое развитие определялось как «речевая норма»;

- речевое развитие определялось как «без значительных улучшений», если по истечении периода коррекционно-развивающих мероприятий логопедическое заключение осталось на прежнем уровне, но произошли позитивные изменения в рамках имеющейся ситуации развития (показатели мониторинга)

- при отсутствии любых позитивных изменений предусмотрен критерий – «отсутствие положительной динамики».

Таким образом, у 39% детей наблюдаются «значительные улучшения» в речевом развитии: трое детей с билингвизмом, 1 ребенок с остаточными нарушениями слоговой структуры, 1 ребенок с ФФНР. У 61% детей – речевая норма.

Наши дети - выпускники 2011 года - успешно учатся в общеобразовательных школах и гимназии. Неуспевающих среди выпускников группы компенсирующей направленности с нарушениями речи нет.

Результаты педагогической деятельности доказывают, что проектный метод в дошкольном учреждении в последнее время стал одним из основных компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности, и вся деятельность педагогического коллектива в группе компенсирующей направленности строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-исследовательской деятельности коллектива.

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Речевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возрастаРечевые игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста Уважаемы коллеги! Я хотела бы Вас познакомить с речевыми играми, которые я сделала своими руками по автоматизации звуков для работы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 19 января 2014 в 18:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД