Папки-передвижки

Использование «Прозрачного мольберта» в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Алеся Макаренко
Использование «Прозрачного мольберта» в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Использование «Прозрачного мольберта» в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В данном методическом пособии описаны игры и упражнения направленные на формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами изобразительных техник с использованием пособия

«Прозрачный мольберт».

Публикация «Использование „Прозрачного мольберта“ в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Пособие адресовано воспитателям, родителям и педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях общего и компенсирующего вида.

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях выполняется комплекс мероприятий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).

У детей с нарушениями ОДА вследствие утраты или нарушений двигательных функций, зрительно-моторной координации ограничена предметно-практическая деятельность, что ведет к проблемам в развитии пространственной ориентации, и как следствие препятствует формированию реальных представлений об окружающем мире, их социальной адаптации, снижению мобильности и контакта с окружающим миром.

В ходе практической работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушениям ОДА, в МБДОУ компенсирующего вида №35 «Лесная сказка» было апробировано и адаптировано пособие «Прозрачный мольберт» с использованием элементов изобразительных техник.

Одним из достоинств, предлагаемого пособия, является возможность ориентироваться в пространстве на вертикальной поверхности с привлечением тактильного, слухового и зрительного анализатора у детей.

Во время занятий на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером и др., что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.

Исходя из вышесказанного, определена цель: формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ посредством пособия «Прозрачный мольберт» с использованием изобразительных техник.

Достижение поставленной цели требует решения определё нных задач:

1. Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, совершенствовать умение в рисовании.

2. Способствовать развитию зрительно-пространственной ориентировке на вертикальной поверхности.

3. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Новизна разработки состоит в том, что выполняя работу на мольберте, ребенок с нарушениями ОДА с потенциально сохранными физическими возможностями может выполнять ее стоя, свободно передвигаясь, а ребёнок с тяжелыми двигательными нарушениями в специальном кресле. Из-за слабости мышечного корсета детям тяжело накланяться над столом и здесь целесообразно использование вертикальной плоскости мольберта. В том числе ценным является то, что сразу два ребенка могут рисовать на заданную тему за одним мольбертом, но у каждого своя прозрачная рабочая поверхность, которую можно разделить специальной перегородкой. В итоге, убирая перегородку, получается общая творческая композиция.

Таким образом, использование пособия «Прозрачный мольберт» в работе воспитателя позволяет формировать у дошкольников адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в пространстве и навыками изобразительной деятельности.

Игры и упражнения с «Прозрачным мольбертом»

Для того чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображение различных линий, округлых форм и др.) Этот процесс требует упражнений, выполняемых в определенной системе.

В работе с «Прозрачным мольбертом» мы использовали разнообразные техники, которые способствуют поддержанию интереса к занятиям, вызывают положительные эмоции, делают более интересными многократные повторения упражнений, позволяют овладеть навыками ориентировки на вертикальной поверхности, совершенствовать умения в рисовании.

Выполняя задания на вертикальной поверхности, дети имеют возможность работать сидя или стоя, что способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения.

Для создания положительного эмоционального настроя можно использовать любой стимульный материал (цветной фон, изображения животных, предметов, который наклеиваем с обратной стороны стекла или вставляем между стеклами.

Знакомство с мольбертом

«Здравствуйте, ладошки

Задачи: Знакомство со свойствами стекла, развитие коммуникативных навыков.

Ход: Взрослый или ребенок через стекло прикладывают ладони друг к другу.

Аналогичное упражнение: «Здравствуйте, пальчики!»

«Найди бабочку»

Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, обучение соотнесению изображения на картинке с контурным изображением на стекле, ориентировка на вертикальной поверхности.

Ход: Перед ребенком нарисованные бабочки разных форм и размеров, а на стекле контурное изображение этих же цветов. Ребенку предлагают найти соответствующий контур и, для проверки правильности выполнения задания, наложить на него бабочку.

Рисование пальцами, ладошкой и кулачком

«Травка для зайчика»

Задачи: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (слева направо, справа налево,

сверху вниз)

Ход: Ребенок наносит на стекло штрихи пальцем, имитирующие зеленую травку для зайчика.

Аналогичные упражнения: «Солнечные лучики», «Дождик кап-кап», «Листопад», «Падают снежинки», «Пальчик гуляет», «Сделай как я».

«Гусеница»

Задачи: развивать ориентировку на поверхности, формировать умение составлять целостное изображение из отдельных частей

Ход: ребенок обмакивает ребро ладони в краску, сжимает руку в кулачок и делает оттиски ребра кулачка на стекле несколько раз.

Аналогичные упражнения: «Снеговик», «Пирамидка»

Рисование кисточкой

«Обведи по точкам»

Задачи: Развитие зрительно-пространственной ориентировки на вертикальной поверхности

Ход: Перед детьми мольберт с точечным изображение различных предметов (можно на стекле или на бумаги прикрепленной с обратной стороны). Педагог дает инструкцию, а дети выполняют. Например: обведи яблоко красным маркером, елочку – зеленым, а тучку – синим и т. д.

Аналогичные упражнения: «Обведи по контуру», «Геометрический диктант», «Заштрихуй фигуры»

Рисование кремом

Для данного вида рисования можно использовать любой густой крем (лучше детский). На стекло равномерно наносится крем.

«Зимушка-зима»

Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, закрепление названия цветов

Ход: Педагог (ребенок с помощью педагога) рисует сюжетную картинку, а затем на обратной стороне стекла раскрашивает елку или домик.

Аналогичные упражнения: «Наш город зимой», «Мой детский сад зимой».

Рисование оттисками, штампами и печатями

В продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Можно сделать штампы и печати самостоятельно из подручного материала (Картофель, пробки, поролон, пенопласт). Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции и узоры.

Упражнение «Узор на кружке»

Задачи: формировать умение ориентироваться на плоскости, учить делать отпечатки пробкой

Ход: Ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на контурный рисунок на стекле.

Аналогичные упражнения: «Укрась елочку бусами», «Узор на скатерти», «Грибы в лукошке», «Мой любимый свитер».

Упражнение «Рисуем вместе»

Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, формирование творческой активности и сотрудничества

Материал: прозрачный мольберт с двойным стеклом, гуашь разного цвета, штампы фруктов, влажные салфетки, фартуки.

Ход работы: Педагог между стекол помещает ватман на котором с обоих сторон точечно изображена ваза для фруктов. Рисуют одновременно два ребенка. Один обводит вазу и украшает ее по собственному замыслу, а другой, с обратной стороны мольберта делает оттиски фруктов в вазе. Затем ватман убирается и получается совместный рисунок.

Упражнение «Дикие животные. Белка»

Задачи: учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки.

Материал: прозрачный мольберт, гуашь, силуэт белки, жесткие и мягкие кисточки, влажные салфетки, фартуки.

Ход работы: С обратной стороны стекла крепится силуэтное изображение белки. Дети набирают немного краски нужного цвета на сухую жесткую кисточку и, держа кисть горизонтально, делают тычки по стеклу, располагая их по краям контура и внутри. Когда краска немного подсохнет, нужно дорисовать глаза, нос, усы.

Упражнение «Скоро лето»

Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, закреплять технику печатания ладошкой и рисование пальчиками.

Материал: Прозрачный мольберт, гуашь, влажные салфетки, фартуки.

Ход работы: Педагог предлагает изобразить летнее солнце ладошкой, пушистое облако и зеленую травку пальчиками. Для этого нужно опустить в мисочку с желтой гуашью всю ладонь и сделать отпечаток на мольберте внутренней стороной ладони (пальцы растопырены). Затем набрать белую гуашь на кончик пальца и прижимать его к мольберту рядом с солнцем, создавая образ облака. Точки должны близко прилегать друг к другу, но не идти в строгий ряд. Набрав зеленую гуашь в нижней части мольберта нанести на стекло

штрихи, имитирующие травку.

Упражнение «Праздничная скатерть»

Задачи: Развитие ориентировки на вертикальной поверхности, закрепление терминов, определяющих расположение предметов.

Материал: Прозрачный мольберт, гуашь, влажные салфетки, фартуки.

Ход работы: Педагог предлагает ребенку ситуацию: «Представь, что ты – художник, а я – твой помощник. Сейчас мы будем украшать скатерть узором. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте». Ребенок выполняет задание, после чего можно поменяться ролями или привлечь других детей.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта В данном методическом пособии предлагаются игры и упражнения для детей с ОВЗ по развитию пространственных представлений с использованием.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностямиНетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование «Прозрачного мольберта» в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 15:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование «Прозрачного мольберта» в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Алеся Макаренко (УИ 106340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД