Алеся Макаренко
Использование «Прозрачного мольберта» в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Использование «Прозрачного мольберта» в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
В данном методическом пособии описаны игры и упражнения направленные на формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами изобразительных техник с использованием пособия
«Прозрачный мольберт».
Публикация «Использование „Прозрачного мольберта“ в изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Пособие адресовано воспитателям, родителям и педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях общего и компенсирующего вида.
Пояснительная записка
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях выполняется комплекс мероприятий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).
У детей с нарушениями ОДА вследствие утраты или нарушений двигательных функций, зрительно-моторной координации ограничена предметно-практическая деятельность, что ведет к проблемам в развитии пространственной ориентации, и как следствие препятствует формированию реальных представлений об окружающем мире, их социальной адаптации, снижению мобильности и контакта с окружающим миром.
В ходе практической работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушениям ОДА, в МБДОУ компенсирующего вида №35 «Лесная сказка» было апробировано и адаптировано пособие «Прозрачный мольберт» с использованием элементов изобразительных техник.
Одним из достоинств, предлагаемого пособия, является возможность ориентироваться в пространстве на вертикальной поверхности с привлечением тактильного, слухового и зрительного анализатора у детей.
Во время занятий на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером и др., что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.
Исходя из вышесказанного, определена цель: формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ посредством пособия «Прозрачный мольберт» с использованием изобразительных техник.
Достижение поставленной цели требует решения определё нных задач:
1. Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности, совершенствовать умение в рисовании.
2. Способствовать развитию зрительно-пространственной ориентировке на вертикальной поверхности.
3. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Новизна разработки состоит в том, что выполняя работу на мольберте, ребенок с нарушениями ОДА с потенциально сохранными физическими возможностями может выполнять ее стоя, свободно передвигаясь, а ребёнок с тяжелыми двигательными нарушениями в специальном кресле. Из-за слабости мышечного корсета детям тяжело накланяться над столом и здесь целесообразно использование вертикальной плоскости мольберта. В том числе ценным является то, что сразу два ребенка могут рисовать на заданную тему за одним мольбертом, но у каждого своя прозрачная рабочая поверхность, которую можно разделить специальной перегородкой. В итоге, убирая перегородку, получается общая творческая композиция.
Таким образом, использование пособия «Прозрачный мольберт» в работе воспитателя позволяет формировать у дошкольников адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в пространстве и навыками изобразительной деятельности.
Игры и упражнения с «Прозрачным мольбертом»
Для того чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображение различных линий, округлых форм и др.) Этот процесс требует упражнений, выполняемых в определенной системе.
В работе с «Прозрачным мольбертом» мы использовали разнообразные техники, которые способствуют поддержанию интереса к занятиям, вызывают положительные эмоции, делают более интересными многократные повторения упражнений, позволяют овладеть навыками ориентировки на вертикальной поверхности, совершенствовать умения в рисовании.
Выполняя задания на вертикальной поверхности, дети имеют возможность работать сидя или стоя, что способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения.
Для создания положительного эмоционального настроя можно использовать любой стимульный материал (цветной фон, изображения животных, предметов, который наклеиваем с обратной стороны стекла или вставляем между стеклами.
Знакомство с мольбертом
«Здравствуйте, ладошки!»
Задачи: Знакомство со свойствами стекла, развитие коммуникативных навыков.
Ход: Взрослый или ребенок через стекло прикладывают ладони друг к другу.
Аналогичное упражнение: «Здравствуйте, пальчики!»
«Найди бабочку»
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, обучение соотнесению изображения на картинке с контурным изображением на стекле, ориентировка на вертикальной поверхности.
Ход: Перед ребенком нарисованные бабочки разных форм и размеров, а на стекле контурное изображение этих же цветов. Ребенку предлагают найти соответствующий контур и, для проверки правильности выполнения задания, наложить на него бабочку.
Рисование пальцами, ладошкой и кулачком
«Травка для зайчика»
Задачи: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (слева направо, справа налево,
сверху вниз)
Ход: Ребенок наносит на стекло штрихи пальцем, имитирующие зеленую травку для зайчика.
Аналогичные упражнения: «Солнечные лучики», «Дождик кап-кап», «Листопад», «Падают снежинки», «Пальчик гуляет», «Сделай как я».
«Гусеница»
Задачи: развивать ориентировку на поверхности, формировать умение составлять целостное изображение из отдельных частей
Ход: ребенок обмакивает ребро ладони в краску, сжимает руку в кулачок и делает оттиски ребра кулачка на стекле несколько раз.
Аналогичные упражнения: «Снеговик», «Пирамидка»
Рисование кисточкой
«Обведи по точкам»
Задачи: Развитие зрительно-пространственной ориентировки на вертикальной поверхности
Ход: Перед детьми мольберт с точечным изображение различных предметов (можно на стекле или на бумаги прикрепленной с обратной стороны). Педагог дает инструкцию, а дети выполняют. Например: обведи яблоко красным маркером, елочку – зеленым, а тучку – синим и т. д.
Аналогичные упражнения: «Обведи по контуру», «Геометрический диктант», «Заштрихуй фигуры»
Рисование кремом
Для данного вида рисования можно использовать любой густой крем (лучше детский). На стекло равномерно наносится крем.
«Зимушка-зима»
Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, закрепление названия цветов
Ход: Педагог (ребенок с помощью педагога) рисует сюжетную картинку, а затем на обратной стороне стекла раскрашивает елку или домик.
Аналогичные упражнения: «Наш город зимой», «Мой детский сад зимой».
Рисование оттисками, штампами и печатями
В продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Можно сделать штампы и печати самостоятельно из подручного материала (Картофель, пробки, поролон, пенопласт). Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции и узоры.
Упражнение «Узор на кружке»
Задачи: формировать умение ориентироваться на плоскости, учить делать отпечатки пробкой
Ход: Ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на контурный рисунок на стекле.
Аналогичные упражнения: «Укрась елочку бусами», «Узор на скатерти», «Грибы в лукошке», «Мой любимый свитер».
Упражнение «Рисуем вместе»
Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, формирование творческой активности и сотрудничества
Материал: прозрачный мольберт с двойным стеклом, гуашь разного цвета, штампы фруктов, влажные салфетки, фартуки.
Ход работы: Педагог между стекол помещает ватман на котором с обоих сторон точечно изображена ваза для фруктов. Рисуют одновременно два ребенка. Один обводит вазу и украшает ее по собственному замыслу, а другой, с обратной стороны мольберта делает оттиски фруктов в вазе. Затем ватман убирается и получается совместный рисунок.
Упражнение «Дикие животные. Белка»
Задачи: учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки.
Материал: прозрачный мольберт, гуашь, силуэт белки, жесткие и мягкие кисточки, влажные салфетки, фартуки.
Ход работы: С обратной стороны стекла крепится силуэтное изображение белки. Дети набирают немного краски нужного цвета на сухую жесткую кисточку и, держа кисть горизонтально, делают тычки по стеклу, располагая их по краям контура и внутри. Когда краска немного подсохнет, нужно дорисовать глаза, нос, усы.
Упражнение «Скоро лето»
Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, закреплять технику печатания ладошкой и рисование пальчиками.
Материал: Прозрачный мольберт, гуашь, влажные салфетки, фартуки.
Ход работы: Педагог предлагает изобразить летнее солнце ладошкой, пушистое облако и зеленую травку пальчиками. Для этого нужно опустить в мисочку с желтой гуашью всю ладонь и сделать отпечаток на мольберте внутренней стороной ладони (пальцы растопырены). Затем набрать белую гуашь на кончик пальца и прижимать его к мольберту рядом с солнцем, создавая образ облака. Точки должны близко прилегать друг к другу, но не идти в строгий ряд. Набрав зеленую гуашь в нижней части мольберта нанести на стекло
штрихи, имитирующие травку.
Упражнение «Праздничная скатерть»
Задачи: Развитие ориентировки на вертикальной поверхности, закрепление терминов, определяющих расположение предметов.
Материал: Прозрачный мольберт, гуашь, влажные салфетки, фартуки.
Ход работы: Педагог предлагает ребенку ситуацию: «Представь, что ты – художник, а я – твой помощник. Сейчас мы будем украшать скатерть узором. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте». Ребенок выполняет задание, после чего можно поменяться ролями или привлечь других детей.