Папки-передвижки

Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике

ЕЛЕНА БАДАЕВА
Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике
▼ Скачать + Заказать документы

Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике.

Нам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя,

Они живут повсюду

И нам они - друзья.

Там солнечные краски

Танцуют вальс для вас.

Нам не прожить без сказок,

Им не прожить без нас!

Сказка, сказка, отзовись!

Поскорее к нам явись!

Публикация «Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике» размещена в разделах

Дети очень активны в восприятии сказок, задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Ребёнку интересна конечная цель – помочь сказочным героям, найти клад, сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.

Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Игры- задания, которые можно использовать на «сказочных» занятиях :

"Продолжи узор" развивает наглядно-образное мышление. Для выполнения этой методики от ребенка требуется внимание и усидчивость. Эта методика относится к классу методик, развивающих школьные навыки.

"Заполни таблицу" развитие логического мышления и внимания. Обучает детей находить закономерности в логическом построении геометрических фигур или предметов. Развивает у ребенка аналитические навыки.

"Игра с обручами" направлена на развитие логического мышления, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

Игра «Фабрика» направлена на развитие умения действовать по заданному правилу.

Игра «Что дальше?» Поиск заданной последовательности.

Развитие произвольного внимания, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Игра "Бусы" развивает пространственное мышление, ребенок учится анализировать и находить закономерности в логическом построении различных структур.

Разработка занятий с использованием занимательного материала на основе сказочных сюжетов русских народных и авторских сказок для формирования элементарных математических представлений старших дошкольников. (Из личного опыта).

Сказки на занятиях по математике я использовала давно. Но, как правило, сказка, её сюжет или герои являлись частью занятия, сюрпризным моментом. Позже я попробовала проводить занятия по математике, полностью построенные по сюжету какой-либо сказки. Это оказалось интересным и мне и детям! А результат превзошёл все ожидания!

Каждое занятие я наполняла сказочным и интересным материалом, современным содержанием, используя новейшие технологии и методики (моделирование, мнемотехника, ТРИЗовские технологии, игры Никитина, Воскобовича, использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающие задания по ЗАКу, алгоритмы, планы, пооперационные карты и т. д.)

Математические задачи, такие как :

свойства предметов

цвет

форма

величина

назначение

ориентировка в пространстве и времени

совершенствование навыков счёта

моделирование и т. д. удивительно легко вписывается в сказочные сюжеты.

Я начала свою работу по данной теме с того, что чётко определила задачи, которые ставит программа перед детьми старшего дошкольного возраста. Затем отобрала несложные по содержанию, хорошо знакомые детям сказки. Проводила подготовительную работу с детьми. В ходе подготовки к занятиям перечитывала сказки детям или давала слушать записи на магнитофоне, просматривали отрывки из фильмов и мультфильмов. Инсценировали сказку или часть её в каком- либо виде театра (би-ба-бо, пальчиковый, плоскостной, и др.) Когда у детей складывалось целостное представление о сказке, как о литературном произведении, тогда я наполняла её математическим содержанием. Старалась сделать так, чтобы задания, задачи, ребусы, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними не легко, дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. Почему же детям это интересно?

По ходу сюжета русской- народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. Например, дровосеки из сказки «Красная шапочка» появляются вовремя и спасают Красную Шапочку и бабушку от злого волка, падчерица из сказки «Двенадцать месяцев» сумела сделать невозможное и принесла подснежники из леса в январе месяце. Золушка за свою доброту была вознаграждена и нашла своё счастье.

А на наших «сказочных» занятиях, герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Да какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Всегда дети, решив множество задач, пройдя по лабиринтам, найдя сокровища и расколдовав героев, помогают им, и конец у сказки всегда СЧАСТЛИВЫЙ!

Завершается занятие всегда на весёлой, оптимистичной ноте, оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же все герои дарят что-то детям (угощения, небольшие сувениры, игру для группы, интересные книги или материал для поделок, шишки, жёлуди и т. д.)

Занятия проходят живо и весело, большинство заданий на смекалку и сообразительность, где не нужно ЗНАТЬ, а можно догадаться, подумать и разгадать секрет. На моих занятиях допускаются (и даже приветствуются) ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, вопросами направляю поиск, подвожу к догадке или выводу.

Конспекты наполнены логическими играми, ребусами, кроссвордами, весёлыми стихами, загадками. Использую красочные, необычные пособия, «волшебные» мешочки, корзинки, сундучки, шкатулки, «чудесные» очки, письма от сказочных героев, шишки, жёлуди, камешки, ракушки, засушенные листья и цветы, «волшебные» клубочки и т. д.

Эти занятия помимо закрепления собственно математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.

Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопрос КАК?

изменить

смоделировать

сгруппировать

отыскать

отгадать

раскрыть секрет

Дети учатся логически мыслить!

А процесс обучения становиться интересным и совсем нетрудным!

Публикации по теме:

Перспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группеПерспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группе Перспективный план по поликультурному воспитанию: знакомство с народным творчеством, бытом и народными традициями. Младший дошкольный возраст.

Викторина «В гостях у сказки». Викторина. Тема: "В гостях у сказки". Цели:Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 19:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА БАДАЕВА (УИ 185895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД