Лучший педагог года

Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками. Из опыта работы

Александра Лунёва
Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками. Из опыта работы

Среди множества занимательных приемов обучения дошкольников ЭМП, хочется обратить внимание педагогов на использование математических сказок. Жанр сказки позволяет объединить решение проблемной ситуации и развитие познавательного интереса у детей. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится действующим лицом. При этом повышается познавательная способность: он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для решения эффективности обучения.

Публикация «Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками, Из опыта работы» размещена в разделах

В своей работе я использовала различные литературные и авторские сказки. Наиболее удачными для себя я определила сказки из книги В. Г. Житомирского «Математическая азбука» и «Математика для дошкольников» Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.

В. Г. Житомирский предлагает серию математических сказок про ослёнка Ляпу :

• Как осленок Ляпа на базар ходил.

• Как осленок Ляпа рассказывал сказку.

• Как осленок Ляпа строил дом.

• Как осленок Ляпа в футбол играл.

• Как осленок Ляпа решал задачи.

Сказки «Приключения осленка Ляпы» объединяет ряд проблемных ситуаций сказочным сюжетом. Слушая увлекательную историю, написанную в юмористической форме, дети в то же время упражнялись в решении целого ряда сложных математических задач, учились рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Для иллюстрирования текста я использовала авторские рисунки, перерисовав их в большем формате.

Эти сказки не читаются от начала до конца. Не следует торопить события и давать готовый ответ. Необходимо делать смысловые остановки и предлагать детям помочь героям выполнить то или иное задание. Таким образом, дети как бы включаются в сказочное действие.

Почти все сказки после прочтения побуждают к поиску новой информации по этой теме. Например, сказка «Как осленок Ляпа строил дом» дала повод поговорить о том, кто такие архитекторы, инженеры; рассмотреть фотографии различных построек, в том числе и необычных, креативных. При этом обратили внимание на то, что здания самых необычных форм должны быть устойчивыми и безопасными для их жителей.

Сказка «Как осленок Ляпа на базар ходил» дала повод организовать сюжетно-ролевую игру «Рынок», в ходе которой мы с детьми успешно закрепили ориентировку в пространстве, количественный счет, умение обращаться с настоящими монетами и способы измерения объемов.

Следующая серия сказок, позволяющая уточнить, углубить математические знания детей, а так же побудить их к решению проблемных ситуаций – сказки из книги «Математика для дошкольников» Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова:

В сказке «В гостях у Гнома-часовщика» в занимательной форме рассказывается о различных видах часов. Без назидательности сказка знакомит детей с определением времени по часам. После прочтения этой сказки дети с увлечением рисовали часы, которые есть у них дома или у знакомых, а так же организовали музей часов в группе.

История «Женькины игры» предлагает детям разные проблемные ситуации, в которых нужно определить величину предметов. Участвуя в играх вместе с героем истории, дети узнали способы сравнения величины предметов с помощью условной мерки.

В сказке «Помоги Незнайке найти дорогу» ребята вместе с персонажами учились определять направление от себя и использовать в речи слова "направо", "налево", что часто вызывает трудность у дошкольников. После прочтения этой сказки была изготовлена дидактическая игра «Найди свой домик», в которой необходимо ориентироваться с помощью стрелок и условных символов.

Слушая сказку «Догадайся сам», ребята учились рассуждать, используя уже имеющиеся знания при решении различных заданий на сообразительность. Прежде чем дети узнают как ответили на вопрос герои сказки, им самим нужно было найти правильный ответ.

По сюжетам сказок этой книги был составлен конспект НОД «Путешествие в замок Двойки». Дети были не только включены в поисковые ситуации, но и показали свои театральные способности, изображая героев сказки.

Использование математических сказок позволяет уточнить, углубить знания детей, повысить их интерес к изучению ЭМП. По ходу чтения сказки необходимо обсуждать прочитанное, обращаться к практическому опыту детей. Я рекомендую перечитывать сказки через какое-то время. Дети радуются встрече с уже знакомыми героями, а также повышается их самооценка, ведь они уже знают ответы на многие вопросы и участвуют в совместном чтении уверенно и с удовольствием.

Публикации по теме:

Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца (из опыта работы) Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца Движение под музыку всегда было и остается одним из.

Информация из опыта работы «Использование зрительной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста» Мы живем в веке со стремительно развивающимися информационными технологиями. Овладеть компьютерными навыками сегодня уже может и дошкольник.

Использование кроссвордов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Ребенок прекрасный слушатель и собеседник при условии.

Использование УМК по татарскому языку в работе с детьми и родителями (из опыта работы) Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками, поэтому растущее.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Игры с математическим содержанием»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Игры с математическим содержанием» Цель: закрепление знания цифр, умения соотносить цифру с количеством. Учить логически, мыслить при решении задач. Развивать речь, память,.

Описание опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ» МБДОУ "Курманаевский д/сад №2 "Солнышко" воспитатель: Дерзова И. В. Описание опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Организация обучающей игры с математическим содержанием для детей подготовительной группы «Поездка в кинотеатр» Для полноценного развития личности ребёнка важен процесс приобретения математических знаний. Математика начинается с элементарных арифметических.

Перспективный план «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» для работы с детьми старшего дошкольного возраст .

Познавательно-игровая деятельность с математическим содержанием на тему «Ох, уж эти спички»Познавательно-игровая деятельность с математическим содержанием на тему «Ох, уж эти спички» Программное содержание: 1. познакомить детей с предметом - спичкой, который люди используют в своей жизни; 2. закреплять устный счет в прямом.

Опыт работы «Использование песочной анимации в работе с дошкольниками» Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Шемет Татьяна Юрьевна, воспитатель д/с № 5 «Страна Чудес» Целинского района. Почти 5 лет назад я сделала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказок с математическим содержанием в работе с дошкольниками. Из опыта работы
Опубликовано: 16 июля 2016 в 06:11
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД