Приложение МААМ

Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца (из опыта работы)

Лидия Пудова
Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность использования моделирования

в работе с дошкольниками при освоении танца

Движение под музыку всегда было и остается одним из самых любимых детьми дошкольного возраста видов деятельности. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к организованной деятельности. Поэтому важно, чтобы процесс овладения новым был для дошкольников эффективным, занимательным, развивающим. Метод моделирования выступает как один из современных, ориентированный на особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. В основе метода лежит принцип замещения. Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач моделей -условных заместителей реальных предметов и явлений, которые обозначаются различными знаками и символами. Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности.

Публикация «Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца (из опыта работы)» размещена в разделах

Использование моделирования как способа достижения задач обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей во всех направлениях развития

- физическое

- речевое

-познавательное

- социально- коммуникативное

- художественно -эстетическое

Универсальность этого метода позволяет применять его во всех видах музыкальной деятельности ребенка, в частности, и в области музыкально ритмической деятельности При изучении и внедрении метода моделирования я опиралась на концептуальные и содержательные компоненты. В исследованиях ученых доказано, что в дошкольном образовании моделирование выполняет важную роль, оно является основой для развития новых умений и переноса их в другие виды деятельности.

В работе придерживаюсь принципов, которые предусматривают учет возрастных особенностей и выполнение детьми все более трудных новых заданий. Если работаем по этим принципам, то этапы приобщения детей к музыкально-ритмической деятельности даются легко. Напомню эти этапы

(по программе «Камертон» Э. П. Костиной) :

• восприятие музыкально-ритмической деятельности

освоение азбуке музыкально-ритмической деятельности

• музыкально-ритмическое творчество.

Следуя логике развитие музыкального восприятия, в процессе активного слушания с детьми моделируем жанры, настроение, характер, форму, содержание, средства музыкальной выразительности (динамика звучания, ритмические особенности, регистр, тембровые особенности) с помощью разнообразных условно-образных и условно-схематических наглядных моделей. Это и широкий круг пиктограмм, геометрические формы, иллюстрации цветовые модели для обозначения как в целом всего характера произведения МР репертуара, так и его частей. Цветовые модели я использую и для знакомства детей с разными видами танцев (вальс мы обозначаем голубым цветом, польку – оранжевым и т. д).

Освоение азбуки МРД ориентировано на формирование следующих умений

• Владение способами исполнения

o основных движений

o сюжетно-образных

o танцевальных шагов и движений

• Выразительность движений

• Умение ориентироваться в пространстве

Рассматривая с детьми наглядно-образные модели, я акцентирую внимание детей на позиции ног, рук, корпуса, изображенного ребёнка. Очень важно обращать внимание ребят на отношение движения к определенному виду танца (русского народного, бального). И здесь удачно используются наглядно-образные модели.

С детьми выкладываем данными моделями, последовательность выполнения движений в танцах в мнемотаблицы, проговариваем последовательность движений.

В подготовительной группе, следуя логике постепенного усложнения переходим от условно–образных моделей к условно-схематическим, использую в работе с детьми условно-схематические модели шагов. Играем в игры «Станцуй также», «Зеркало», «Отгадай движение». Для поддержания интереса детей использую для таких игр не только карточки, но и «танцевальные часы», «куб», а также для закрепления умений предлагаю детям игры: «Найди пару», «Выложи по порядку», «Кто скорее узнает движение». Одной из задач освоения МРД является умение выполнять перестроения. И в этом также помогает моделирование. Наглядно-образное моделирование перестроений ввожу со средней группы, а в работе со старшими дошкольниками – это условно-схематические модели более сложного содержания. В подготовительной группе иногда замещаю картинки словесным названием: «улитка», «воротики», «ручеек» и т. д.

Конечно, многих интересуют приёмы активизации детей в процессе музыкально-ритмической деятельности. Назову некоторые из них:

• проблемная ситуация (Я забыла движение, напомните мне)

• мотивация (исполнить для кого-то, объяснить герою сказки)

• совместный способ решения (как будем танцевать по-очереди или вместе)

• игровые методы (сюрпризность, обучение от лица героя, от лица игрушки - мальчик «Шажок», девочка «Пружинка»)

• оценка педагога

• оценка детьми

• Показ (в т. ч. вовлекающий, фрагментальный)

• Словесные приемы (кроме известных объяснение, напоминание использую речевки, подговорки, сравнения)

Очень эффективно использование ИКТ. Детям предлагаю просмотреть видеозапись прошлого года, где дети подготовительной группы исполняют танец на празднике. В ходе просмотра ребята отмечали красоту, непринужденное, выразительное исполнение движений танца. Практикую с детьми просмотр и анализ фото и видеокадров их собственных выступлений, где в деликатной форме проводим совместную оценку качества детского исполнения, исправляем недостатки, а также поощряю и вселяю уверенность в творческие и эстетические возможности детей.

Нельзя забывать и о физическом состоянии ребёнка. Здесь использую здоровье сберегающие технологии. Учитывая группу здоровья каждого ребёнка, руководствуюсь общей заповедью педагога «Не навреди!», во время работы с детьми вместе с воспитателем постоянный осуществляем негласный контроль над самочувствием детей, слежу за дозировкой физической нагрузки.

Самым важным элементом содержания музыкального образования детей является –опыт музыкально творческой деятельности. Для активизации творчества я использую моделирование по- разному :

1. Модель как предлагаемый ребёнку вариант в качестве подсказки, ненавязчивой помощи. Зачастую детям сложно придумать движения в паре и тут помогают картинки-подсказки - модели движений в паре. Тем самым создается ситуация успеха.

2. В другом случае модель содержит условие, которое ребенок должен учесть при «сочинительстве». Предлагаю детям творческие задания типа: «Сочини свою польку» с по заданной различными наглядно-образными моделями характеристике. Первые попытки не были удачными. Но в течение 3 месяцев появились первые ребята «лидеры», которые держались раскованно, непринужденно.

3. Моделирование помогает привлечь ребят к общей работе по созданию танцевальной композиции. Выслушав музыку к будущему танцу, вместе определяем вид танца, форму, характер частей, темп, а затем дети высказывают свои пожелания в подборе движений, перестроений. Моделируем совместно композицию будущего танца, а затем разучиваем. Танец учиться легче, быстрее, так как дети изначально проявляют активность, им импонирует, что их мнение учитывается. Зачастую именно такие «совместно» созданные композиции дети с удовольствием показывают на праздниках и развлечениях.

Для эффективного развития МРД используем моделирование не только в непосредственно образовательной деятельности, но в самостоятельной деятельности детей. Педагоги ДОУ пополнили музыкальные миницентры различными видами моделей, исполненных на кубах, файловых папках и дидактическими играми.

В результате проделанной работы, дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, освоили определенный объем движений. У ребят появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения зрителям. Отрадно видеть результаты своей работы : красочные выступления своих воспитанников на утренниках.

Таким образом, лишь продуманный, систематический процесс использования моделирования как способа, а наглядную модель как средство в достижении поставленных задач развития МРД детей, создание необходимой среды в группе и перенос моделирования в нерегламентированную (совместно с воспитателем и самостоятельную) деятельность, обеспечивает соблюдение целостного процесса приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям.

Публикации по теме:

Игры в работе логопеда (из опыта работы)Игры в работе логопеда (из опыта работы) Игры в работе логопеда (из опыта работы)Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она способствует развитию личности ребенка,.

Использование метода наглядного моделирования при освоении букв русского алфавитаИспользование метода наглядного моделирования при освоении букв русского алфавита В норме, в возрасте до шести лет доминирует правое, образное, полушарие головного мозга. И лишь к семи годам начинает активно включаться.

Использование УМК по татарскому языку в работе с детьми и родителями (из опыта работы) Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками, поэтому растущее.

Из опыта работы с детьми с логопедическими проблемами на примере использования отечественных мультфильмов Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекционной логопедической помощи детям с негрубыми нарушениями речи в условиях логопункта.

Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Опыт работы «Использование песочной анимации в работе с дошкольниками» Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Шемет Татьяна Юрьевна, воспитатель д/с № 5 «Страна Чудес» Целинского района. Почти 5 лет назад я сделала.

Система работы по экологическому развитию воспитателя с дошкольниками. Описание опыта работы воспитателя Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие человека.

В разноцветном мире красок и фантазий (из опыта работы с дошкольниками) Кустова Людмила Петровна, воспитатель. Статья отнесена к разделу «Работа с дошкольниками». Изобразительная деятельность, является едва ли.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Значение использования средств изобразительной деятельности в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольников с ОНР велико и многогранно. Изобразительная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца (из опыта работы)
Опубликовано: 30 июня 2016 в 22:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Пудова (УИ 372245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД