Лидия Пудова
Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования моделирования
в работе с дошкольниками при освоении танца
Движение под музыку всегда было и остается одним из самых любимых детьми дошкольного возраста видов деятельности. Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к организованной деятельности. Поэтому важно, чтобы процесс овладения новым был для дошкольников эффективным, занимательным, развивающим. Метод моделирования выступает как один из современных, ориентированный на особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. В основе метода лежит принцип замещения. Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач моделей -условных заместителей реальных предметов и явлений, которые обозначаются различными знаками и символами. Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности.
Публикация «Актуальность использования моделирования в работе с дошкольниками при освоении танца (из опыта работы)» размещена в разделах
Использование моделирования как способа достижения задач обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей во всех направлениях развития
- физическое
- речевое
-познавательное
- социально- коммуникативное
- художественно -эстетическое
Универсальность этого метода позволяет применять его во всех видах музыкальной деятельности ребенка, в частности, и в области музыкально ритмической деятельности При изучении и внедрении метода моделирования я опиралась на концептуальные и содержательные компоненты. В исследованиях ученых доказано, что в дошкольном образовании моделирование выполняет важную роль, оно является основой для развития новых умений и переноса их в другие виды деятельности.
В работе придерживаюсь принципов, которые предусматривают учет возрастных особенностей и выполнение детьми все более трудных новых заданий. Если работаем по этим принципам, то этапы приобщения детей к музыкально-ритмической деятельности даются легко. Напомню эти этапы
(по программе «Камертон» Э. П. Костиной) :
• восприятие музыкально-ритмической деятельности
• освоение азбуке музыкально-ритмической деятельности
• музыкально-ритмическое творчество.
Следуя логике развитие музыкального восприятия, в процессе активного слушания с детьми моделируем жанры, настроение, характер, форму, содержание, средства музыкальной выразительности (динамика звучания, ритмические особенности, регистр, тембровые особенности) с помощью разнообразных условно-образных и условно-схематических наглядных моделей. Это и широкий круг пиктограмм, геометрические формы, иллюстрации цветовые модели для обозначения как в целом всего характера произведения МР репертуара, так и его частей. Цветовые модели я использую и для знакомства детей с разными видами танцев (вальс мы обозначаем голубым цветом, польку – оранжевым и т. д).
Освоение азбуки МРД ориентировано на формирование следующих умений
• Владение способами исполнения
o основных движений
o сюжетно-образных
o танцевальных шагов и движений
• Выразительность движений
• Умение ориентироваться в пространстве
Рассматривая с детьми наглядно-образные модели, я акцентирую внимание детей на позиции ног, рук, корпуса, изображенного ребёнка. Очень важно обращать внимание ребят на отношение движения к определенному виду танца (русского народного, бального). И здесь удачно используются наглядно-образные модели.
С детьми выкладываем данными моделями, последовательность выполнения движений в танцах в мнемотаблицы, проговариваем последовательность движений.
В подготовительной группе, следуя логике постепенного усложнения переходим от условно–образных моделей к условно-схематическим, использую в работе с детьми условно-схематические модели шагов. Играем в игры «Станцуй также», «Зеркало», «Отгадай движение». Для поддержания интереса детей использую для таких игр не только карточки, но и «танцевальные часы», «куб», а также для закрепления умений предлагаю детям игры: «Найди пару», «Выложи по порядку», «Кто скорее узнает движение». Одной из задач освоения МРД является умение выполнять перестроения. И в этом также помогает моделирование. Наглядно-образное моделирование перестроений ввожу со средней группы, а в работе со старшими дошкольниками – это условно-схематические модели более сложного содержания. В подготовительной группе иногда замещаю картинки словесным названием: «улитка», «воротики», «ручеек» и т. д.
Конечно, многих интересуют приёмы активизации детей в процессе музыкально-ритмической деятельности. Назову некоторые из них:
• проблемная ситуация (Я забыла движение, напомните мне)
• мотивация (исполнить для кого-то, объяснить герою сказки)
• совместный способ решения (как будем танцевать по-очереди или вместе)
• игровые методы (сюрпризность, обучение от лица героя, от лица игрушки - мальчик «Шажок», девочка «Пружинка»)
• оценка педагога
• оценка детьми
• Показ (в т. ч. вовлекающий, фрагментальный)
• Словесные приемы (кроме известных объяснение, напоминание использую речевки, подговорки, сравнения)
Очень эффективно использование ИКТ. Детям предлагаю просмотреть видеозапись прошлого года, где дети подготовительной группы исполняют танец на празднике. В ходе просмотра ребята отмечали красоту, непринужденное, выразительное исполнение движений танца. Практикую с детьми просмотр и анализ фото и видеокадров их собственных выступлений, где в деликатной форме проводим совместную оценку качества детского исполнения, исправляем недостатки, а также поощряю и вселяю уверенность в творческие и эстетические возможности детей.
Нельзя забывать и о физическом состоянии ребёнка. Здесь использую здоровье сберегающие технологии. Учитывая группу здоровья каждого ребёнка, руководствуюсь общей заповедью педагога «Не навреди!», во время работы с детьми вместе с воспитателем постоянный осуществляем негласный контроль над самочувствием детей, слежу за дозировкой физической нагрузки.
Самым важным элементом содержания музыкального образования детей является –опыт музыкально творческой деятельности. Для активизации творчества я использую моделирование по- разному :
1. Модель как предлагаемый ребёнку вариант в качестве подсказки, ненавязчивой помощи. Зачастую детям сложно придумать движения в паре и тут помогают картинки-подсказки - модели движений в паре. Тем самым создается ситуация успеха.
2. В другом случае модель содержит условие, которое ребенок должен учесть при «сочинительстве». Предлагаю детям творческие задания типа: «Сочини свою польку» с по заданной различными наглядно-образными моделями характеристике. Первые попытки не были удачными. Но в течение 3 месяцев появились первые ребята «лидеры», которые держались раскованно, непринужденно.
3. Моделирование помогает привлечь ребят к общей работе по созданию танцевальной композиции. Выслушав музыку к будущему танцу, вместе определяем вид танца, форму, характер частей, темп, а затем дети высказывают свои пожелания в подборе движений, перестроений. Моделируем совместно композицию будущего танца, а затем разучиваем. Танец учиться легче, быстрее, так как дети изначально проявляют активность, им импонирует, что их мнение учитывается. Зачастую именно такие «совместно» созданные композиции дети с удовольствием показывают на праздниках и развлечениях.
Для эффективного развития МРД используем моделирование не только в непосредственно образовательной деятельности, но в самостоятельной деятельности детей. Педагоги ДОУ пополнили музыкальные миницентры различными видами моделей, исполненных на кубах, файловых папках и дидактическими играми.
В результате проделанной работы, дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, освоили определенный объем движений. У ребят появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения зрителям. Отрадно видеть результаты своей работы : красочные выступления своих воспитанников на утренниках.
Таким образом, лишь продуманный, систематический процесс использования моделирования как способа, а наглядную модель как средство в достижении поставленных задач развития МРД детей, создание необходимой среды в группе и перенос моделирования в нерегламентированную (совместно с воспитателем и самостоятельную) деятельность, обеспечивает соблюдение целостного процесса приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям.