МААМ-картинки

Из опыта работы с детьми с логопедическими проблемами на примере использования отечественных мультфильмов

Лилия Гилязова
Из опыта работы с детьми с логопедическими проблемами на примере использования отечественных мультфильмов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекционной логопедической помощи детям с негрубыми нарушениями речи в условиях логопункта многопрофильного образовательного комплекса.

Основная цель логопедической работы в условиях дошкольного подразделения многопрофильного комплекса – оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушение в развитии устной речи в освоении ими общеобразовательных программ.

Публикация «Из опыта работы с детьми с логопедическими проблемами на примере использования отечественных мультфильмов» размещена в разделах

В нашем дошкольном подразделении, в условиях логопункта, оказывается помощь детям со следующими нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия, общее недоразвитие речи. Форма проведения занятий индивидуальная и подгрупповая.

Многие воспитанники с речевыми нарушениями нашего дошкольного подразделения имеют так же нарушения эмоционально-волевой сферы. Такие дети не умеют выражать свои чувства и эмоции и понимать чувства и эмоции окружающих. У них наблюдается недостаточное развитие познавательной компетенции и, как следствие, несформированность коммуникативных навыков и умений. Именно такие дети долго не могут автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи, испытывают трудности с коммуникацией. И это нас беспокоит и заставляет искать новые подходы к таким детям, чтобы обеспечить освоение ими общеобразовательной программы.

В настоящее время, для достижения максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста, все чаще в деятельности логопеда применяются нетрадиционные методы коррекционной работы. В нашей стране 2016 год объявлен годом Российского кино. В своей работе мы решили использовать такое нетрадиционное средство, как мультфильм - один из главных интересов детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие возможности использования в логопедической работе средств мультипликации состоят в том, что они усиливают наглядность, и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала [1; с. 3]. Сюжет мультфильма, образы героев, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, проживать сюжет вместе с героями. У детей это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания.

Мультипликационные фильмы предоставляют уникальную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса. Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: фонетико-фонематическую, просодическую, лексико-грамматическую. Это все создает базу для овладения ребенком связного речевого высказывания.

В нашем дошкольном подразделении для детей составлен план просмотра отечественных мультфильмов. В основном это мультфильмы, приближенные по сюжету к лексическим темам дошкольного образования. После просмотра мультфильма, воспитатели с детьми на занятиях по развитию речи обсуждают сюжет мультфильма. Это является подготовительной работой для логопедических занятий.

Логопедические занятия строятся на сюжете «советских» мультфильмов. «Советские» мультфильмы хороши тем, что в них отражается нормальная, привычная для ребенка, картина мира. В мультфильмах добро побеждает зло. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой плохой потому, что с ним никто не дружил, никто его не любил и никто ему не сочувствовал. Поэтому мультфильмы эти полезны детям. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Для детей с ФФНР занятия, с использованием мультфильма, строятся на основе изучаемых звуков. Для детей с ОНР занятия опираются на основные лексические темы, изучаемые в старшей и подготовительной группе, возрастные психологические особенности детей. Подбираются разнообразные игры и упражнения, в соответствии со структурой дефекта и особенностью психики воспитанников, позволяющие закрепить с детьми уже знакомый материал и реализовать коррекционные задачи.

Для организации работы с мультфильмом мы используем следующее оборудование и технические средства: компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, экран для проектора, диски с видеозаписью мультфильмов, диски с аудиозаписью музыки, используемой в мультфильмах.

При проведении коррекционно-развивающих занятий с использованием мультфильмов, важно соблюдать требования к индивидуально-возрастным особенностям детей 5-7 лет: продолжительность непосредственной работы с мультимедийным экраном не должна превышать 10 минут, после чего, необходимо провести гимнастику для глаз.

В качестве примера предлагается примерный план занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР по закреплению звуков [Р ] и [Рь ] с использованием мультфильмов «Крокодил Гена» и «Чебурашка». К занятию, в качестве наглядности, подготовлена презентация.

Структура занятия.

I. Организационный момент.

Ритуал-приветствие – коммуникативная игра малой подвижности «Звуковая цепочка»

II. Работа по сюжету мультфильма.

1. Просмотр фрагмента мультфильма «Крокодил Гена» ("Союзмультфильм", 1969 г., режиссер Р. Качанов, сценарий Р. Качанова и Э. Успенского. Композитор: М. Зив). Беседа. Сообщение темы занятия.

2. Артикуляционная гимнастика с героями мультфильма в игровой форме. Анализ артикуляции изучаемых звуков.

3. Развитие фонематического слуха. Игры: «Сигнальщики», с использованием синего и зеленого флажков для каждого ребенка (определение изучаемых звуков в слогах или среди других звуков); «Вольеры», с использованием обручей синего и зеленого цвета (определение изучаемых звуков в словах). «Подарки Крокодилу и Лариске» с использованием предметных картинок (определение места звука в слове).

4. Гимнастика для глаз.

5. Звуковой анализ слов, индивидуальное составление схем слов, с использованием игровой ситуации с героем мультфильма.

6. Динамическая пауза.

7. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

Игры: «Скажи наоборот» (дифференциация изучаемых звуков в слогах и словах, подбор слов антонимов, «Доскажи словечко», с делением слов-отгадок на слоги. Просмотр фрагмента «Чебурашка» ("Союзмультфильм", 1971 г., режиссер Р. Качанов, сценарий Р. Качанова и Э. Успенского. Композитор: В. Шаинский). После просмотра фрагмента мультфильма предлагалась игра «Подружи слова» (по картинкам фрагмента дети составляют предложения по опорным словам).

8. Продуктивная деятельность. Знакомство с буквой. Детям дается зрительный образ изучаемых звуков – буква. Для закрепления образа буквы детям предлагается нарисовать букву пальчиком в воздухе, затем написать букву пальчиком на столе и выложить из шнурка. С использованием сюжета мультфильма выполнить задание : вычеркнуть на листочке все не правильно написанные буквы.

III. Подведение итогов.

Использование мультипликационных фильмов при проведении логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами показали, что у детей увеличился активный словарь и активизировался пассивный, они стали чаще употреблять разнообразные языковые лексические и грамматические средства. Увеличился объем высказывания, темп речи. Сократилось количество ситуативных слов, прерывистость речи. Дети стали использовать большое количество прилагательных, наречий. Научились составлять описательные, повествовательные рассказы. Стремясь обыграть в своем рассказе изображение на картинке-кадре, дети пытались проявить фантазию.

Таким образом, основную цель логопедической работы в условиях дошкольного подразделения многопрофильного комплекса – оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушение в развитии устной речи в освоении ими общеобразовательных программ, в условиях логопедического пункта, возможно максимально реализовать на материале мультипликационных фильмов : дети учатся связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Кроме того, у детей развивается не только речь, но и внимание, память, воображение, логическое мышление – процессы, необходимые для последующего обучения в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду : логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2010. – 176с.

2. Бурухина А. Ф. Мультфильмы в воспитательнообразовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ. 2012. № 10. [Электронный ресурс]. https://tc-sfera.ru/multfilm-i-deti (дата обращения 4.03.2016)

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми по математике (из опыта работы). «Использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми по математике» (из опыта работы). Компьютер для детей - это только игра, жизнь.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Использование УМК по татарскому языку в работе с детьми и родителями (из опыта работы) Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками, поэтому растущее.

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Картотека игр для работы с эмоциональными и поведенческими проблемами дошкольников Агрессивность Воробьиные драки Цель: Снятие физической агрессии. Содержание: Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают,.

Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру Кузнецова В. А. МБДОУ Детский сад № 27 «Садко» С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно.

Новые формы работы с детьми (из опыта работы) Тема «Музыка осени». Необычно прошел осенний праздник у детей старших групп детского сада. Осень пригласила детей в осенний парк. Прислушиваясь.

Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению». Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению». Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Технология использования компьютерных музыкально-игровых программ в практике работы с детьми ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ МУЗЫКАЛЬНО- ИГРОВЫХ ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Тесная связь между музыкой и технологией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы с детьми с логопедическими проблемами на примере использования отечественных мультфильмов
Опубликовано: 4 мая 2016 в 22:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД