Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру

Вероника Кузнецова
Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру

Кузнецова В. А.

МБДОУ Детский сад № 27 «Садко»

С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно должны познакомиться с живописью на воде. Опыт работы с детьми в технике эбру на тот момент в России не был распространен, но дошкольники, с которыми я начала использовать эту технику, с первого дня занятий приняли и полюбили акваанимацию.

Первый год наблюдений за процессом рисования привел к разработке рабочей программы и, далее, в последующие два года, к ее апробации на базе МБДОУ Детский сад №27 “Садко” г. Смоленска.

Был сделан вывод о том, что эбру необходимо использовать на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с особыми потребностями. При этом формы и варианты эбру-терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Во многих случаях эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать воспитанника, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Можно использовать эбру и в качестве психопрофилактического, развивающего средства.. [1]

Являясь педагогом-психологом, тренером правополушарного рисования, могу смело утверждать, что применение эбру наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности адаптации к детскому коллективу, частую смену настроения, чувство страха.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития речи, скудного словарного запаса, несформированности круга представлений об окружающей действительности. Предлагаемая техника может оказаться им полезной, так как невербальная экспрессия с использованием многообразия цветов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Согласно нашим наблюдениям, эбру - эффективный посредник для установления контакта с ребенком. Например, если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в такой технике рисования все становится возможно. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть его актуальный внутренний мир.

Эбру называют правополушарным рисованием [2], так как в процессе рисования на воде каждый проявляет индивидуальность, с помощью акваанимации упрощается творческий процесс.

В последнее время эбру, постепенно, становится рабочим инструментом арт-терапии, применимым даже для тех, кто не умеет рисовать. [3] Действительно, данная техника - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов, развивающая мелкую моторику, улучшающая память, пластику движений и, в итоге, работу мозга.

Как минимум, эбру даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. А ведь именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. В плане работы с детьми дошкольного возраста важно, что с помощью техники эбру легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

С точки зрения физиологической стороны релаксационного воздействия эбру можно сказать, что движения глаз при наблюдении за растекающимися каплями, синхронизируются со многими мышцами и позволяют им расслабиться. Более того, имеются данные о том, что если попросить человека удерживать внутреннее внимание на определенной мышце и одновременно наблюдать за рисунком - расслабляется именно эта мышца.

На основе практического опыта работы можно отметить тот факт, что концентрация внимания на занятиях эбру у детей возрастает в разы. Дети с особыми потребностями в процессе рисования намного быстрее и лучше усваивают материал. Рисунки, которые получаются в результате использования техники эбру, можно многократно использовать для понимания того, что происходит с ребёнком в сложные для него моменты, а также как ресурс для того, чтобы с ними справиться. При этом решение указанных задач зависит от того, какое задание было дано во время рисования.

В заключении хочется отметить такое важное направление в использовании техники эбру, как коррекция детских страхов: дети легче приступают к изображению своих переживаний, выплёскивают негативные эмоции с помощью цвета, проговаривают свои чувства и эмоции.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время проблема использования акваанимации как средства арт-терапии малоизучена, на основе отдельных эмпирических данных и наших наблюдений можно предположить, что эбру - это важный и полезный подход для работы с альтернативно одаренными детьми и взрослыми.

Источники:

1. Танцующие краски (рисование на воде). Власова И. Т. Обруч, №4, с 28

2. http://risuyu.com/pravopolusharnoe-risovanie/время обращения 15.12.2015, 21.15

3.http://mk-turkey.ru/culture/2015/05/20/blagotvoritelnaya-yarmarka-ot-turecko-russkogo-kulturnogo-centra.html время обращения 05.04.2016,19.10

Публикации по теме:

Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями Игра как основное средство для развития физических способностей детей с особыми образовательными потребностями Содержание 1. Особанности.

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей с особыми образовательными потребностями Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Из опыта работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского художественного творчества» Перспективное планирование по художественно – эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование). Сентябрь. 1. Цветные стихи.

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Мастер-класс для воспитателей по использованию техники «рисования песком».Мастер-класс для воспитателей по использованию техники «рисования песком». 1. Вступление. Проблемы и задачи. Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я предлагаю познакомить с техникой «Рисование.

Детская исследовательская работа «Рукавички» в рамках научно-практической конференции «Шажок в будущее» Оглавление 1. Введение…3 2. Основная часть….5 3. Заключение…. 9 4. Использованная.

Организация совместной работы с родителями и детьми по трудовому и экологическому воспитанию (из опыта работы) Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения.

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей с особыми образовательными потребностями Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

В Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференцияВ Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференция С 26 по 27 ноября 2015 года в Новосибирске состоялась региональная научно-практическая конференция «Стандартизация образования обучающихся.

Занятие по развитию речи в группе для детей с особыми познавательными потребностями «Потерялись малыши» Занятие по развитию речи в группе для детей с особыми познавательными потребностями «Потерялись малыши» Задачи: - образовательные: 1. закрепить.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 10:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Делаем сами — своими руками» из опыта работы
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию поделки помогающие при оформлении развивающей среды в группе детского сада. Предметно-развивающая среда...
«Секрет из фольги» фотоотчет о традиции «Я дарю тебе общение»
Фотоотчет. Традиция «Я дарю тебе общение»- 2. "Секрет из фольги" Сегодня к нам в гости мамочки пришли и с собой свой «секрет» принесли. - Вот вам,...
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя школа №1 имени А. М....
Конспект итогового открытого мероприятия «Матрешка» во второй младшей группе ДОУ
Конспект итогового открытого мероприятия по теме недели «Матрешка» 2 младшая группа ДОУ Цель: Обобщение знаний детей о матрешке, знаменитом русском...
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл. Тема «Человек» параграфы Основные отличия человека от животного Человек- 1. обладает мышлением и...