Анастасия Капнина
Использование современных цифровых технологий как средство повышения качества образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Применение современных цифровых технологий, при работе с детьми дошкольного возраста считается актуальной темой. На практике уже доказано, что применение интерактивных технологий повышает уровень качества воспитательно-образовательной работы.
Ключевые слова: компьютер, презентация, интерактивные технологии, дошкольное образование, мультимедия, современные образовательные ресурсы.
Публикация «Использование современных цифровых технологий как средство повышения качества образования в ДОУ» размещена в разделах
С появлением компьютеров появился огромный интерес к их использованию в современном обществе. Компьютерные технологии применяются везде, будь то наука, культура, производство, техника, сельское хозяйство и т. д. Не отстает от этих областей и образование, в котором появление компьютерных технологий раскрывает все больше и больше возможностей. [2] Использование электронных образовательных ресурсов помогают совершенствоваться и педагогам, и их воспитанникам.
Используя современные компьютерные технологии, педагог получает возможность: в качественном изменении содержания, организационных форм обучения, а также методы. Применение интерактивных технологий позволяет повысить интеллектуальные способности, развить воображение, повысить качество обучения. [1]
Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.» И на сегодняшний день, это высказывание, не потеряло актуальности. Игра — это ведущий вид деятельности, особенно с дошкольниками. [3] В процессе игры им проще усваивать полученную информацию, они лучше ее запоминают, при этом в процессе игры все происходит ненавязчиво. А если к игре подключить еще и цифровые технологии, то это будет более увлекательней для детей, ведь современное общество полностью адаптировано к компьютерным технологиям.
Современные дети уже с малого возраста поддаются влиянию гаджетов, которые являются частью нашей жизни. Но не каждый знает, как их использовать во благо ребенку. Педагоги в детских садах стараются использовать интерактивные технологии только для положительных результатов. Внедряя технологии, педагог может усилить мотивацию, к получению новых знаний, более сконцентрированному вниманию, приучении к самостоятельному выбору. [4]
Использование цифровых технологий сейчас стало приоритетным среди педагогов в дошкольном образовании и не только. Их можно применять для развития памяти, развития речи, мышления. Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Речь идет не о включении информатики в учебный план, а об использовании информационно-коммуникационных технологий педагогами, воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.
Интерактивные технологии, обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет создавать для детей мультимедийные презентации.
Какие же возможности в развитии дошколят таят в себе мультимедийные презентации?
В отличие от обычных средств обучения, медиа технологии способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. [2] Презентация – это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.
В игровой форме можно познакомить детей, например, с правилами дорожного движения, провести познавательно – игровой конкурс с показом различных ситуаций на дороге и в транспорте и т. д. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых», «Чудеса света», «Ребёнку о его правах», и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. [4] За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, развивается воображение и творческие способности.
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения :
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями. [5]
Исходя из вышесказанного, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление инновационными процессами в ДОУ : методическое пособие / А. А. Майер. - Москва : Сфера, 2012. – 121с.
2. Организация инновационной деятельности в ДОО: Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2017. — 128с.
3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2011.-30с.
4. https://web.snauka.ru/issues/2016/01/61819.
5. https://moluch.ru/archive/71/12251/.