Папки-передвижки

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая)

надежда пермякова
Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая)

Применение ИКТ на занятиях усиливает :

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

А также способствует:

- облегчению овладения сложным материалом.

- снятию психологического напряжения школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель;

- повышению эффективности ученического труда.

Время ставит перед педагогом задачи:

Публикация «Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая)» размещена в разделах

• учить детей, не принуждая;

• развивать у ребёнка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;

• сделать учение радостным.

Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях где применяется ИКТ.

Каждое задание – это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыкам. И от того, какие задания подбирает педагог к уроку, в какой последовательности их выстраивает, зависит результативность занятия, а также степень активности и самостоятельности воспитанников.

Поскольку компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их и конструировать из отдельных компонентов, это даёт нам неограниченные возможности для подбора и конструирования материала к любому занятию.

Кроме того, такая система адаптируется под индивидуальные особенности педагога. И это даёт возможность предать процессу обучения педагогическую индивидуальность преподавателя.

Система адаптируется под индивидуальные особенности ребёнка. Это даёт возможность сделать процесс обучения персонализированным. Современные технологии обучения обладают колоссальными возможностями. У воспитателя появляются возможности оптимизации учебного-воспитательного процесса, активизации деятельности воспитанников и повышения её эффективности и качества. Кроме того, резко снижается количество времени на поиск и подбор информации.

Современные требования к занятию любого типа довольно большие. Вот некоторые из низ:

Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ:

• Владеть основами работы на компьютере.

• Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

• Владеть основами работы в Интернет.

Учитывая все эти требования, надо заметить, что каждое занятие должно быть неразрывно связано с предыдущим. Во время проведения каждого занятия педагог использует различные группы методов обучения: словесные, практические, наглядные. Выбор метода определяется особенностями детей. Важное значение в коррекционной школе имеют наглядные методы обучения.

В настоящее время в школах большинство педагогов используют всевозможные технические средства обучения. Это и кинопособия, и звукозаписи на различных носителях, эпидиаскопы, кодоскопы и т. п. Имеются попытки использования телевизионных учебных программ, видеоматериалов, компьютерных программ.

Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в коррекционной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной деятельности, актуальной для детей данного типа.

Наиболее адекватной формой организации обучения является введение ребенка в проблемные ситуации, а не преодоление знаний в готовом виде.

Программированные задания составляются таким образом, чтобы воспитанник, выполняя задания, самостоятельно находил ответ, сравнивая его либо с группой данных ему ответов среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями записей в компьютере. Если задание выполнено неверно, т. е. если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа.

Наблюдения показали, что воспитанники коррекционной школы с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ребёнок работает в доступном ему темпе. Нет необходимости отводить специальное время на проверку самостоятельной работы и, следовательно, экономится время и воспитанника, и педагога.

Компьютер, являясь универсальным средством для обработки информации, позволяет демонстрировать как динамические, так и статические, как аудио-, так и видео образовательные ресурсы. На сегодняшний момент он является едва ли ни самым доступным техническим средством в школе, т. к. многие ТСО уже физически устарели. В школы централизовано поставлялись различные обучающие диски по разным предметам, также педагоги сами приобретают диски по своим предметам. Но не все они, или не всё в них, устраивает: либо это несоответствие программе, по которому педагог ведет обучение, или структуре занятия, которое он задумал; либо представление информации в данном ресурсе мало чем отличается от представления информации в обычном учебнике. Поэтому педагог вынужден сам создавать собственные образовательные ресурсы.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Компьютерная программа Power Point уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций.

1. Мультимедийная презентация как дидактическое средство

В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т. д.

Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.

Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft Power Point.

Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на занятии и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т. к. именно здесь педагог имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.

Презентацию можно использовать на любых этапах. При этом можно использовать её только на одном этапе и потом работать как обычно, можно всё занятие провести с помощью мультимедийного сопровождения. Презентация, объединяя занимательность и компьютерное тестирование, позволяет создать мотивацию обучения. Презентация позволяет создавать ресурсы для отработки навыков самопроверки и самоконтроля, осуществлять дифференцированное обучение.

Преподаватель при помощи показа мультимедийной презентации сосредотачивает внимание на главном, выделяет главные аспекты предмета, явления, сопровождая показ объяснениями, рассказом. Презентации дают возможность:

-четко выделить структуру материала, который изучается;

-создать наилучшие условия для произвольного запоминания;

-показать связь теории с практикой; наиболее полно раскрыть суть и закономерность явлений, которые изучаются;

-демонстрировать явления;

-показывать целые схемы, выведение формул, уравнений и отдельных их частей.

Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:

• На этапе актуализации базовых знаний - возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении чертежей, рисунков, схем.

• На этапе изучения нового материала – разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий.

• На этапе контроля усвоения знаний – возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.

На этапе отработки и закрепления навыков – возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов.

Но применение презентации не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале педагога. Применение презентации должно быть оправдано. Если занятие по этой теме будет более эффективным с применением презентации, то тогда презентацию надо использовать, если нет – от неё лучше отказаться и провести занятие с использованием традиционных дидактических средств. Кроме того, использование презентации предполагает применение таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию, согласно требованиям СанПиНа. Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания (например, в случае плохой видимости и обзорности).

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающие занятия для детей с ЗПРКоррекционно-развивающие занятия для детей с ЗПР Познавательная деятельность дошкольника возможна при создании определённых условий для её развития, интеграции воспитательного процесса.

Роль использования ИКТ в логопедической работе по преодолению речевых нарушений Цель: -разработать систему приемов работы с использованием ИКТ на логопедических занятиях. Объект: -дети дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая)
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 18:07
+242Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 137.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД