Папки-передвижки

Использование современных технологий взаимодействия с родителями в Службе ранней помощи ДОУ

Надежда Гарифуллина
Использование современных технологий взаимодействия с родителями в Службе ранней помощи ДОУ

С каждым годом число "особых" детей увеличивается, по данным исследований, сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию. При наличии у ребенка серьезных нарушений в развитии семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи.

В нашем детском саду комбинированного вида в 2010 году открылась Служба ранней помощи для детей с проблемами в развитии, цель которой оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте от 1.5 до 3 лет жизни, для содействия его оптимальному развитию и социализации в обществе.

Публикация «Использование современных технологий взаимодействия с родителями в Службе ранней помощи ДОУ» размещена в разделах

Организационная модель Службы представлена тремя взаимосвязанными блоками.

Первый блок ориентирован на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ.

Второй блок ориентирован на оказание помощи педагогам и специалистам, работающими с детьми раннего возраста.

Деятельность третьего блока в организационной структуре Службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста.

Уже на диагностическом этапе родители совместно с педагогами и специалистами ДОУ активно участвуют в решении задач психолого-педагогической помощи : знакомятся с общими закономерностями развития детей раннего возраста, консультируются по наблюдению за ребенком в различных ситуациях, что очень пригодится в процессе реализации программы помощи ребенку.

На этапе реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи нашими специалистами используется такая форма, как обучение родителей развивающим формам взаимодействия с ребенком и знакомство с конкретными приемами коррекционной работы. Обучающая помощь родителям в процессе специально организованных индивидуальных занятий, на которых они присутствуют, является одной из значимых мероприятий все программы.

Помимо обучающей помощи ведущий специалист постоянно обсуждает и анализирует совместно с родителями динамику развития ребенка, эффективность используемых методов и приемов развивающего взаимодействия и коррекционной работы с ребенком.

С целью формирования родительской компетентности в вопросах развивающего обучения используется такая организационная форма, как «Школа заботливых родителей».

Основными задачами Школы заботливых родителей являются :

1. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2. Обогащение знаний родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.

3. Вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу.

Одним из важных преимуществ работы «Школы заботливых родителей» является использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения, видеоматериал и презентации. Психологические знания, полученные в «Школе», помогают родителям понять психологические особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах по преодолению трудностей.

Деятельность «Школы заботливых родителей» осуществляется в соответствии с Положением и планом работы.

Предлагаем план работы «Школы заботливых родителей» на 2012 – 2013 учебный год:

Сентябрь - "Служба ранней помощи в ДОУ". Форма проведения - День открытых дверей. Цель: познакомить родителей с целями, задачами и направлениями Службы ранней помощи в ДОУ. Ответственный - старший воспитатель.

Октябрь - "В семье «особый ребенок» : особенности развития и воспитания". Форма проведения - психологический тренинг. Цель: углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями. Ответственные - старший воспитатель, медицинский работник.

Ноябрь - "Виды игр. Формирование игры в условиях семейного воспитания". Форма проведения - деловая игра. Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка. Познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях. Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек. Ответсвенные - воспитатели.

Январь - "Учимся правильно говорить". Форма проведения - мастер-класс. Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями развития речи малышей и методами и приемами ее развития. Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть в домашних условиях. Ответственные - логопеды.

Март - "Сенсорное развитие малышей". Форма проведения - мастер-класс. Цель: расширить представления о сенсорном воспитании детей. Познакомить с играми по развитию сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Ответственный - дефектолог.

Апрель - "Виды общения. Значение и роль общения в развитии ребенка раннего возраста". Форма проведения - психологический тренинг. Цель: проанализировать внутрисемейные отношения, их влияние на эмоциональное состояние ребенка. Познакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей. Ответственный - психолог.

Май - "Итоги деятельности Службы ранней помощи". Форма проведения - конференция. Цель: подвести итоги деятельности Службы ранней помощи за учебный год. Ответственный - старший воспитатель.

Взаимодействие родителей с сотрудниками Службы продолжается и после достижения ребенком трех лет. Родителям оказывается консультативная помощь, а также помощь в обеспечении непрерывности и преемственности коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Использование различных форм сотрудничества специалистов Службы ранней помощи с родителями повышает «качество жизни» детей с отклонениями в развитии, способствует успешной поэтапной социализации ребенка в семье, в дошкольном учреждении, в обществе.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Логопедическая компетентность родителей — необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ Логопедическая компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ Проблема речевого развития и речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий взаимодействия с родителями в Службе ранней помощи ДОУ
Опубликовано: 21 марта 2014 в 19:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД