Динара Жантимирова
Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативной функции речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативной функции речи детей раннего дошкольного возраста».
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи.
Часто данная проблема возникает уже с самого рождения.
Публикация «Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативной функции речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема - отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.
Возраст от 1 до 3 лет, который принято называть «ранним возрастом», в жизни детей имеет особое значение: обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее речевое развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, речи, высокой умственной активности.
Любые, даже незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этих периодах, могут отразиться на развитии речи ребенка. Поэтому уже в этом «благоприятном» возрасте важно оказывать логопедическую помощь по устранению речевых нарушений.
Если выявить вероятность возникновения речевого недоразвития и начать логопедическую работу в сензитивный период формирования высшей психической функции, это даст возможность использовать все преимущества этого периода и, следовательно, предупредить или смягчить речевое нарушение, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Так же научные эксперименты показали, что грамотно организованная ранняя коррекция речи способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.
Из вышесказанного следует, что создание логопедических групп для детей раннего дошкольного возраста в настоящее время крайне актуально.
Работая в данном направлении, мною создан и реализован проект «Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитие коммуникативной функции речи детей раннего дошкольного возраста», целью которого является развитие понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью через систематическое использование приемов и методов здоровьесберегающих технологий.
Основные направления коррекционной работы:
• обогащение словаря прилагательными, глаголами, наречиями;
• развитие речевого внимания, понимания речи, речевой инициативы;
• формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения;
• привлечение внимание детей к звукослоговой структуре слова;
• развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
• развитие воздушной струи;
• развитие навыков подражания (в моторной и речевой сфере).
• вызывание первых слов и активное их использование в собственной речи.
Непосредственно образовательная деятельность проводилась 2 раза в неделю в первой половине дня по подгруппам (6 чел.) через игровую деятельность. Время проведения НОД не должны превышать 10—15 минут.
ланирование НОД осуществляется по комплексно-тематическому принципу. НОД по каждой теме рассчитаны на одну неделю. В ходе изучения одной темы логопед организует различные виды деятельности ребенка: познавательно-исследовательская (ознакомление с предметом (группой предметов, выполнение с ним определенных действий, игровая (игры с предметами по выбранному сюжету, игры для развития мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, фонетическая гимнастика.
Ребенок не сразу усваивает задачу, а если усваивает, то ненадолго. Поэтому необходимо одно и то же НОД повторять. При этом активность малыша увеличивается, он успешно справляется с поставленной задачей, и это радует его.
Одно и то же занятие повторите от двух до четырех раз в зависимости от того, как усвоил материал ребенок. Чтобы закрепить знания, умения, которые он приобрел, необходимо вернуться к тому же содержанию через одну-две недели.
Воспитатель закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения и навыки, интегрируя логопедические цели в повседневную жизнь детей, в содержание других НОД. При проведении систематических логопедических периодов НОД в конце учебного года наблюдалась значительная динамика в речи детей, которую можно проследить по результатам диагностики.
Такое сотрудничество - основа планирования совместной диагностико - профилактической и коррекционно-речевой работы, направленной на обеспечение всесторонней и наиболее полной помощи детям с первых дней их пребывания в ДОУ.