Получи документы

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

Наталия Петрушенко
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

Дорогие коллеги, разрешите представить мой проект аттестационный, с которым я защищалась почти четыре года назад, тогда у меня была средняя группа, возраст детей 4-5 лет.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста весьма актуальна в современном обществе.

Публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

1) Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.

2) Остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.

3) Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.

4) А ведь именно в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Основной вопрос

Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра в процессе нравственного воспитания дошкольников?

Цель:

Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников

Задачи:

Раскрыть связь понятий «игра» и «нравственность»;

охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте;

сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности;

практическим путем обосновать целесообразность внедрения в структуру и содержание сюжетно-ролевых игр методик, направленных на формирование у дошкольников представлений о нравственном поведении;

минимизировать признаки агрессии и зарождающегося девиантного поведения дошкольников

Гипотеза

Сюжетно-ролевая игра является одним из видов деятельности дошкольника, следовательно, и одним из наиболее эффективных средств воспитательно-образовательной работы, позволяющих сформировать у дошкольника представления о нравственном поведении.

Методика повышения уровня нравственности

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

беседы: «Кто был в больнице», «Каким должен быть доктор»;

чтение художественных произведений: К. И. Чуковский «Айболит», С. В. Михалков «А что у вас?»;

экскурсия в медицинский кабинет;

рассматривание иллюстраций, отражающих действия врача.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Беседы: «Кто был в парикмахерской», «Как правильно ухаживать за своими волосами», «Что мы знаем о работе парикмахера».

Рассматривание проспектов с прическами для мальчиков и девочек.

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»

Беседы «Как я играю с машинами», «Что мы знаем о машинах», «Пассажирский транспорт»

Чтение Н. Носов «Автомобиль», Н. П. Сапотницкая «У меня растут года»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Беседы «Кто был в магазине», «Специализированные магазины», «Кто работает в магазине».

Чтение Ю. Тувим «Спор овощей», Э. Мошковская «Веселый магазин».

Рассматривание картины «В магазине».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Беседы о семье, «Как зовут ваших родителей», «Где работают ваши родители», «Как вы помогаете дома своей семье»

Чтение В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным», В. Осеева «Волшебное слово», Е. Благинина «Посидим в тишине», Б. Емельянов «Мамины руки».

Участники проекта: воспитатель, дети группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, педагоги-специалисты, родители.

Основной этап – разработка общих направлений работы

Изучение методик организации сюжетно-ролевых игр

Второй этап - Формирование знаний педагогов о специфике работы с детьми с применением сюжетно-ролевых игр

Воспитатель и ребенок – консультации, сюжетно-ролевые игры, выставка методической литературы, педсовет.

Третий этап - Усовершенствование уровня педагогического взаимодействия воспитателя, педагогов-специалистов с родителями.

Консультации, родительские собрания, беседа.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Результаты работы

Улучшилось взаимодействие детей в учебной и игровой деятельности;

Созданы условия для реализации личного, творческого потенциала всего педагогического коллектива в работе с детьми.

Повысился уровень социально-нравственного развития детей.

Уменьшились признаки проявления агрессии, девиантного поведения.

Вывод:

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 9 апреля 2014 в 17:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД