Получи документы

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения дошкольников плаванию

Виктория Яромич
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения дошкольников плаванию

В статье представлена информация, доказывающая эффективность использования сюжетно-ролевых игр как средство оптимизации процесса обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: обучение плаванию, сюжетно – ролевые игры, старший дошколь-ный возраст.

Публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения дошкольников плаванию» размещена в разделах

Организация обучения детей плаванию в учреждении дошкольного образования осуществляется в комплексе с другими формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным распорядком дня и отдыха детей, может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании, а также развитии функциональных систем организма [4].

Формирование умения плавать предусмотрено учебной программой для учреждений дошкольного образования [5].

Для обучения детей дошкольного возраста плаванию разработаны и обоснованы различные методики проведения занятий [4, 5].

Вместе с тем, многолетняя практика обучения детей плаванию показала, что эффект использования этих методик для занимающихся индивидуально разнится, что связано с возникающими трудностями психологического плана. Психо-эмоциональное состояние ребенка в значительной мере влияет на продолжительность и эффективность проведения начальных этапов обучения плаванию, связанных с формированием чувства уверенности и комфорта в водной среде, без которых невозможно обучение основным плавательным навыкам. Так, по данным Е. А. Мухиной только 15% детей в возрасте пяти - семи лет ис-пытывали удовольствие и радость на первых занятиях обучения плаванию, а у 10-12% занимающихся контакт с водой вообще вызывал отрицательную психическую реакцию [2].

Данную проблему можно, по нашему мнению, решить путем включения в программу занятий различных элементов игры. Игровой метод в последние годы широко используется в работе с детьми. Существует большое количество игр в воде: простейшие (без сюжета, сюжетные, командные [3].

При этом исследователями отмечается ряд проблем, затрудняющих применение игр при обучении плаванию на протяжении всего занятия, которые связаны, прежде всего, с особенностями водной среды. Долгие простои без движений могут навредить здоровью детей, а в связи с тем, что игры несут в себе очень большой заряд энергии в физическом и эмоциональном плане, их принято проводить в конце занятий, уделяя им не более 10 минут [1].

Это трудности, по нашему мнению, можно частично устранить, исполь-зуя в работе с дошкольниками такие варианты игровых сюжетов, которые возможно реализовать в условиях водной среды и которые будут интересны, понятны и известны детям. Наиболее полно, на наш взгляд, отвечают этим требованиям сюжетно-ролевые игры на основе сказочных сюжетов, которые уже давно и успешно применяются при организации занятий ритмической гимнастикой с дошкольниками. Исходя из этого, с целью повышения результативности освоения подготовительных упражнений в воде на начальном этапе обучения и эффективности освоения дошкольниками пяти – семи лет различных способов плавания, следуя рекомендациям специалистов, было разработано содержание занятий по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр, основанных на сюжетах популярных детских сказок. Эти занятия посещали дети, составившие экспериментальную группу. При этом дошкольники контрольной группы обучались плаванию по традиционной методике.

Для проверки эффективности использования сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов как средства оптимизации процесса обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста были проанализированы результаты освоения плавательных движений детьми, занимавшимися в экспериментальной контрольной группах.

Так, в ходе сравнительного анализа итоговых результатов тестовых уп-ражнений на контрольных занятиях было установлено преимущество детей экспериментальной группы по всем исследуемым параметрам (таблица 1).

Таблица 1 – Результативность выполнения контрольных упражнений на этапе освоения с водой (М±m)

Упражнения Пол Эксперимен-тальная

группа Кон-трольная

группа Достовер-ность различий

«Поплавок», с М 11,0±0,1 8,7±0,2 p< 0,01

Д 8,6±0,2 6,1±0,2 P< 0,01

Лежание

на спине, с М 11,1±0,9 7,8±0,1 p< 0,01

Д 10,8±0,3 8,4±0,1 p< 0,01

Лежание

на груди, с М 10,8±0,4 8,1±0,3 p< 0,01

Д 8,1±0,1 6,0±0,1 p< 0,01

Скольжение на спине, м М 4,6±0,2 3,0±0,1 p< 0,01

Д 3,6±0,2 2,5±0,1 p< 0,01

Скольжение на груди, м М 3,5±0,2 3,1±0,1 p> 0,05

Д 3,2±0,1 2,8±0,1 p> 0,01

Выдох

в воду, раз М 21,2±2,1 8,2±0,1 p> 0,01

Д 19,1±0,9 11,1±0,1 p> 0,01

На этапе освоения с водой обнаружилась достоверная разница в показателях мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной групп практически во всех тестовых упражнениях. Мальчики экспериментальной группы выполняли лучше упражнение: «поплавок» - на 2,3 секунды, лежание на спине - на 3,3 секунды, лежание на груди - на 2,7 секунды, скольжение на спине – на 1,6 метра, скольжение на груди - на 0,4 метра, выдох в воду - на 13 раз, чем мальчики контрольной группы. Девочки экспериментальной группы также лучше изучили упражнения по освоению с водой, чем девочки контрольной группы: «поплавок» - на 2,5 секунды, лежание на спине - на 2,4 секунды, лежание на груди - на 2,1 секунды, скольжение на спине – на 1,1 метра, скольжение на груди - на 0,4 метра, выдох в воду - на 8 раз.

Анализ результатов выполнения тестовых упражнений на этапах освое-ния с водой детьми обеих групп подтверждает эффективность использования сюжетно-ролевых игр на основе сказочных сюжетов в занятиях по обучению плаванию дошкольников пяти – семи лет.

Список источников литературы:

1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 12 - 13.

2. Мухина, И. С. Возрастная психология / И. С. Мухина. - М. ,1999.- 456с.

3. Прилуцкий, П. М. Игры при обучении детей плаванию : методические рекомендации / П. М. Прилуцкий, З. Н. Галузо. - Минск, 1990. - 65 с.

4. Смирнов, Р. И. Как научить дошкольника плавать. / Р. И. Смирнов. - Мн. : Ураджай, 2002. - 152 с.

5. Тимофеева, Е. А. Обучение плавания в детском саду / Е. А. Тимофеева, Т. И. Осоки-на. - М. : Первое сентября, 2003.- 182 с.

Публикации по теме:

Игровые ситуации в сюжетно-ролевых играх для дошкольников 6–7 лет Картотека Игровые ситуации Игры в почту. Игра-ситуация «Пришла посылка»№1 Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что она пришла.

Игры для обучения плаваниюИгры для обучения плаванию Игры применяемые при обучении плаванию,начинают включать после того,как дети освоились с водой,научились передвигаться в воде и уверенно.

Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Городское методическое объединение воспитателей дошкольных.

Использование занимательных игр и упражнений для обучения дошкольников грамоте Каждый поступающий в школу ребёнок должен хорошо овладеть грамотой. Правильное и достаточно беглое чтение, как и грамотное письмо, являются.

Картотека сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников "Парикмахерская" Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Способствовать.

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в процессе развития дошкольников» Использование ИКТ в процессе развития дошкольников Что такое ИКТ? «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих.

Консультация «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников» Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный.

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на.

Воспитание трудолюбия у дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр Игра обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. Труд детей тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе обучения дошкольников плаванию
Опубликовано: 21 мая 2019 в 14:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД