светлана попова
Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников.
В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
Публикация «Использование технологии „Дружный круг“ при формировании финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. А. Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь»
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Целью программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры в процессе формирования нравственных представлений об окружающем мире, а также повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Задачи:
• Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).
• Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
• Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.
• Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
• Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
• Дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
• Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате.
• Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
• Учить решать простейшие экономические задачи;
Основными формами реализации программных задач является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, просмотр обучающих мультфильмов, проектная деятельность, а также поручения для родителей, создание проблемных ситуаций, которые необходимо решить совместными усилиями «родитель-ребенок».
Одной из форм по формированию финансовой грамотности у дошкольников является технология «Дружный круг». Мы бы хотели подробно остановится и познакомить вас с ней.
В основу «Дружного круга» положен метод создания интеллект – карты.
В ходе занятия в «Дружном кругу» создаются условия, которые способствуют развитию мелкой моторики,движение рук совершенствуется, развивается логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Память и речь детей. Также воспитывается усидчивость, умение доводить начатое до конца, формируется дружеское взаимопонимание. Задн
Задания выполняются поэтапно, можно в двух направлениях: от центра к периферии, от периферии к центру
В подруппе можно заниматься не более чем с 10 детьми.
Работу в дружном круге можно разделить на 3 этапа.
1 этап- подготовительный- выбор темы.
Центральная тема приходит от ребенка, но возможно использовать инициативу педагога, но она должна быть аккуратно подана, чтобы они сами на основании рассказов педагога, сами бы пришли к центральной теме работы. В центре круга –главная тема. Круг разделяется на сектора. максимальное количество 4-8.
2 этап –последовательное выолнение графических заданий в личном секторе в сочетании с практическими научными действиями. Следует отметить, что п процессе работы дети дети выступают как в роли самого себя- ученика. Так и в роли учителя, помощника для другого ребенка. Дети обмениваются информацией, делятся мнением, приходят к общему результату. Педагог внимательно прислушивается к детскому обсуждению на каждом этапе. Предлагая ребятам различные варианты действий, оставляя выбор за детьми.
3 этап- подведение итогов, обсуждение полученных результатов.
В заключительной части подводятся итоги, рассматривается «Дружный круг», устанавливаются связи как в личном секторе ребенка, так и в целом –во всем круге. Связь заданий прослеживается как от центра к периферии, так и в обратном направлении- это задача педагога в процессе занятия создать логическую цепочку в прямом и обратном направлениях, что обеспечит глубокое усвоение материала.
В итоге ребенок получил знания из области окружающего мира по конкретной теме, также возможность творчески проявить себя в рисовании как знакомых объектов, так и в новых, в том числе, при помощи графических знаков, закрепил навыки чтения и письма, активно общался с другими детьми и взрослыми, сотрудничал с ними, мог почувствовать себя в роли ученика и учителя, помощника. Был активен в речевом самовыражении
, движении, самостоятелен в принятии решении. Мог отстоять или изменить свою точку зрения.