Лучший педагог года

Использование технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками младшего и среднего возраста

Титова Наталья Анатольевна
Использование технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками младшего и среднего возраста

Уважаемые, коллеги!

Вашему вниманию мы представляем технологию развития связной речи детей с помощью мнемотехники.

Дошкольный возраст – это возраст усвоения образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки (наглядные модели, схемы, таблицы и т. д.). Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют конкретные представления, которые являются основой для рассказывания, рисования, игр.

Публикация «Использование технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками младшего и среднего возраста» размещена в разделах

На протяжении всего дошкольного периода у ребёнка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными. Они объединяются в группы, что придаёт образам памяти «картинность». На этой основе ребёнок учится управлять своими представлениями, воспроизводит то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия.

Развитие памяти тесно связано с развитием мышления. В процессе накопления знаний у ребёнка развивается способность мыслить. Опираясь на образы памяти, он устанавливает причинно – следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, мышление и речь развиваются в тесном взаимодействии друг с другом.

Слайд 1. В методике развития речи дошкольников особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи : дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

Слайд 2. К сожалению, для детей младшего и среднего дошкольного возраста проблема плохого запоминания стихов наизусть актуальна. Использование мнемотехники для дошкольников становится в настоящее время эффективным способом решения данной проблемы.

Слайд 3. Высказывание К. Д. Ушинского очень точно говорит нам о том, какие методические приёмы являются наиболее эффективными и целесообразными в работе с дошкольниками при заучивании стихотворений.

Слайд 4. Понятие. Что же такое мнемотехника- это система методов и приёмов, Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приёмы очень эффективны при работе с детьми.

Слайд 5. Мнемотаблица–схема, в которую, заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицей значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов (память, образное мышление, внимание);-перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Учитывая тот факт, что заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и восприятия поэзии, художественного слова в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Наиболее эффективной формой организации деятельности по запоминанию стихов является применения мнемотехники.

Слайд 6. Из многообразия приемов наглядного моделирования мы представим заучивание стихотворения и составления рассказа.

Слайд 7. Цель обучения: развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.

Слайд 8. Используя данную технологию, педагог решает следующие образовательные задачи:

• Развивать умения преобразовывать образы в символы.

• Развивать слуховую, зрительную, ассоциативную память.

• Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Слайд 9. Представляя этапы заучивания стихотворения, мы хотим обратить ваше внимание на отличие традиционных методов заучивания поэтических строк от методических приёмов технологии мнемотехники. Слайд 10.

Разучивая стихотворные строчки, воспитатель продолжает работать над интонационной выразительностью речи. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.

Отбирая поэтические произведения для заучивание на разных возрастных этапах педагог должен учитывать возрастные особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:

простота и четкость ритма;

краткость самого стишка и отдельных строк;

простота и ясность знакомых детям образов;

отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать" себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик", стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

2. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

Занятие обычно строится по плану:

вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

чтение воспитателем всего текста,

повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности[6].

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик" и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.).

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый, довести до ребенка понимание смысла стихотворения

Примеры заучивания стихотворений представят вашему вниманию воспитатели

Слайд 11.

Слайд 12

Слайд 13.

Слайд 14.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Сказка — неизменный спутник детства Сказка – неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками младшего и среднего возраста
Опубликовано: 12 апреля 2014 в 14:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД