Ольга Герасимова
Использование технологии «План. Дело. Анализ»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС для поддержки детской инициативы и самостоятельности, возможности выбора детьми материалов, видов активности в нашей группе с детьми старшего дошкольного возраста мы используем технологию Лидии Васильевны Свирской «План – дело – анализ».
В пятницу вечером и в понедельник утром, когда нет детей, развивающая предметно-пространственная среда преобразуется соответственно теме недели. Появляются фотографии, картинки, книги, настольные игры и т. д., наводящие детей на предстоящую тему. В центрах активности наполняемость предыдущей темы убирается постепенно, по мере исчезновения интереса детей, а особенно любимые детьми предметы не убираются совсем, чтобы не нанести психологическую травму детям.
Публикация «Использование технологии „План, Дело, Анализ“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Одним из компонентов технологии «План – дело - анализ» является «Детский совет». Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогом, где каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия. Длится детский совет от 5 до 20 мин. зависит от возраста и количества детей, цели совета и интереса к обсуждаемой теме. Для сбора на детский совет у нас в группе есть специальный сигнал – звон колокольчика. Утренний детский совет проходит сразу после завтрака. Мы с детьми собираемся в круг на ковре – это место, где мы помещаемся всей группой, не мешаем младшему воспитателю и есть место для размещения демонстрационного материала. Первым этапом утреннего сбора является приветствие, мы говорим слова приветствия «Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся» и «передаём» по кругу улыбку. Второй этап – «вброс» темы. Воспитатель беседой, наводящими вопросами «подводит» детей к предполагаемой теме.
Следующий этап детского совета ввод детей в тему. Одним из наиболее эффективных способов введения детей в тему связан с использованием «Модели 3 вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям 3 вопроса:
Что мы знаем о?
Что мы хотим узнать о?
Как нам найти ответы на наши вопросы?
Правила – еще одно условие успешного сосуществования разных людей. Для успешного проведения детского совета мы с детьми нашей группы утвердили следующие правила: во время совета дети по кругу передают друг другу игрушку или предмет соответствующий теме недели, говорит тот ребёнок у кого в руках предмет, остальные внимательно слушают. Любые предложения детей, даже самые фантастические принимаются доброжелательно без насмешек. Говорит только один, не перебиваем говорящего.
Во время обсуждения, какого-либо вопроса воспитатель высказывается последним, чтобы не навязать своё мнение детям. Все высказывания детей воспитатель или помощник воспитателя вносит в таблицу. Таблица вывешивается в раздевалку для родителей, таким образом, родители включаются в образовательную работу группы.
Переходим к совместному планированию. Активное обсуждение идей, где дети и взрослые составляют совместный план по реализации выбранной темы, называется «Паутинка». Составляем мы паутинку на половине листа ватмана, используя 3 цвета для заполнения (синий – предложения детей, красный – предложения воспитателей, зелёный – предложения родителей). Заполняется паутинка печатными буквами и вывешивается в раздевалку, где родители могут внести свои предложения по реализации данной темы.
Вечером детский совет, на котором подводим итоги дня, что удалось сделать, что узнали нового, что будем делать дома с родителями. Технология «План-дело-анализ» можно применять как в одной группе, так и во всех группах детского сада. Дети, не боясь насмешек или непонимания задают вопросы, предлагают идеи, учатся планировать свои действия. А самое главное выполняют задуманное с охотой и интересом, а не по принуждению, потому, что это его выбор он хочет делать это!
Использованная литература :
Детский совет: методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л. В. Михайлова-Свирская. – 2-е изд. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018. – 80с. : ил. – «Вдохновение).
Методические рекомендации к основной образовательной программе «Открытия» /Под ред. Е. Г. Юдиной. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.